Понедельник, 2020.Сен.21, 06:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный школьный сайт МБОУ СШ №7 им. А.П. Гайдара


Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Школьная дезадаптация и факторы риска ее появления

Школьная дезадаптация и факторы риска ее появления

Детская дезадаптация воспринимается как трудновоспитуемость – сопротивление

ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными

причинами:

1. просчеты воспитания;

2. особенности характера и темперамента;

3. личностные характеристики.

Дезадаптация может быть патогенной (психогенной), психосоциальной,

социальной.

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями психического развития, нервно - психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы.

Патогенная дезадаптация может носить устойчивый характер. Выделяют

психогенную дезадаптацию, которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией (дурные привычки, энурез и т.д.)

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуальными психологическими особенностями ребенка, которые обуславливают его нестандартность и требуют индивидуального подхода в условиях детского образовательного учреждения.

 

Устойчивые формы психосоциальной дезадаптации

 

1. акцентуации характера,

2. особенности эмоционально-волевой и мотивационно-познавательной сферы,

3. опережающее развитие ребенка, делающее ребенка «неудобным» учащимся.

Неустойчивые формы психосоциальной дезадаптации:

1. кризисные периоды развития ребенка,

2. психические состояния, спровоцированные психотравмирующими

обстоятельствами (развод родителей, конфликт, влюбленность).

 

Социальная дезадаптация проявляется в нарушениях норм морали, асоциальных формах поведения, деформации ценностных ориентаций. Выделяют две стадии:

педагогическая запущенность и социальная запущенность.

Социальная дезадаптация характеризуется следующими признаками:

1. отсутствие навыков общения,

2. неадекватная оценка себя в системе общения,

3. высокие требования к окружающим,

4. эмоциональная неуравновешенность,

5. установки, препятствующие общению,

6. тревожность и боязнь общения,

7. замкнутость.

 

Помимо понятия «дезадаптация» выделяют понятие ресоциализации –

организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса,

утраченных или несформированных социальных навыков и ориентаций за счет включения

в новые позитивно ориентированные отношения.

Факторами дезадаптации могут быть и семья и школа.

Школа выполняет многообразные функции: обучает; воспитывает; социализирует (стихийно, целенаправленно). Ребенок, попав в школу, обретает новые факторы,влияющие на отношения ребенка к себе, к школе, на статус ребенка в классе, дома. В его сознании появляются не только имя, но и фамилия, кличка, новые значения обретает фигура, двигательные умения. Перестраивается мотивационно-потребностная сфера, важное место в ней занимает притязание на признание со стороны взрослых и сверстников, появляются обязанности.

Учитель – самый значимый взрослый для ребенка в начале учебы в школе, и

наличие таких качеств как усидчивость, самоконтроль, самооценка, воспитанность приводит к тому, что учитель принимает ученика, удовлетворяет его притязания ни признание. Если эти качества не сформированы – возможна дезадаптация ребенка.

Исследования, проведенные в Англии, показали, что наибольшие проблемы среди учащихся возникают в школах с нестабильным преподавательским составом. Ожидание учителем только плохого от ученика ведет к усилению дезадаптации, одноклассники перенимают плохое отношение учителя к определенному ученику. Возникает следующая

схема: грубый персонал– грубые дети; телесные наказания – агрессия.

Задача учителя (и психолога) найти возможности поощрять слабых учеников за достижения (за улучшения), дети должны получать положительные эмоции от школы, должны чувствовать свою нужность, ответственность. Интерес к учебе и успехам ребенка (а не контроль за учебой) со стороны учителей и родителей улучшает успеваемость.

Стили общения учителя и учеников могут быть различными: авторитарный,

демократичный, попустительский. Дети нуждаются в направлении и руководстве, поэтому авторитарный (или демократический) подход в младших классах предпочтительнее, чем попустительский. В старших классах наилучшие результаты дает демократический стиль.

Притязания на признание среди сверстников вызывают у детей амбивалентные отношения (дружба – соперничество), стремление быть как все и лучше всех; выраженные комфортные реакции и стремление утвердить себя среди сверстников; (чувства злорадства и зависти) приводят к тому, что неудача других может вызвать чувство превосходства.

Сравнение учителем учеников между собой приводит к отчуждению среди детей, что может вызвать соперничество и сложности в отношениях.

Отсутствие навыков общения, значимых навыков и умений может привести к

нарушениям взаимоотношений со сверстниками, что приведет к усилению трудностей как в общении со сверстниками и взрослыми, так и возникновению проблем с учебой.

Нарушение взаимоотношений ребенка с другими детьми является показателем аномалий процесса психического развития, может служить своеобразной «лакмусовой бумагой» адаптации ребенка к условиям существования в школе. Симпатии чаще возникают по соседству (в классе, во дворе, на внеклассных занятиях), чем педагог и психолог могут пользоваться в целях улучшения взаимоотношений сложных детей со сверстниками. Немаловажным представляется выявление положения ребенка и подростка в референтной для него группе, так как она сильно влияет на поведение школьника, известна повышенная конформность детей по отношению к установкам и групповым нормам референтных групп. Притязание на признание среди сверстников – важная сторона взаимоотношений ребенка внутри школы и эти отношения часто характеризуются амбивалентностью (дружба – соперничество), ребенку одновременно надо быть как все и

лучше всех. Выраженные конформные реакции и стремление утвердить себя среди сверстников – такова возможная картина личностного конфликта ребенка, приводящая к возникновению чувства злорадства и зависти: неудача других может вызвать чувство превосходства. Сравнение учителем учеников между собой приводит к отчуждению среди детей и заглушает чувство сопереживания.

Нарушение взаимоотношений с другими детьми является показателем аномалий процесса психического развития. Отсутствие навыков общения, значимых навыков и умений может привести к нарушениям взаимоотношений со сверстниками, увеличивает школьные трудности.

 

Внутренние факторы школьной дезадаптации:

 

1. соматическая ослабленность;

2. ММД (минимальные мозговые дисфункции), нарушение формирования

отдельных психических функций, нарушение познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь, моторика);

3. особенности темперамента (слабая нервная система, взрывной характер

реакций);

4. личностные особенности ребенка (акцентуации характера):

5. особенности саморегуляции поведения,

6. уровень тревожности,

7. высокая интеллектуальная активность,

8. вербализм,

9. шизоидность.

Особенности темперамента, мешающие успешной адаптации детей к школе:

1. повышенная реактивность (сниженность волевых моментов),

2. высокая активность,

3. гипервозбудимость,

4. заторможенность,

5. психомоторная нестабильность,

6. возрастные особенности темперамента.

 

Коррекция социальной дезадаптации ребенка может проводиться по следующим направлениям:

1. формирование навыков общения,

2. гармонизация отношений в семье,

3. коррекция некоторых личностных свойств,

4. коррекция самооценки ребенка.

Категория: Мои статьи | Добавил: Психолог (2019.Фев.13)
Просмотров: 125
Эмблема
Наш адрес
Наш адрес
г. Арзамас, ул. Нижегородская 3а
Телефон:(883147)71907
e-mail: arzamas-skola7@mail.ru
Интернет-проекты
Баннеры
Оцените наш сайт

Copyright Skola7 © 2020