ШКОЛЬНЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ А. П. ГАЙДАРА
Жизнь Гайдара и его творчество –
это свидетельство эпохи.
Б. Емельянов
СТАТУС МУЗЕЯ
Свидетельство № 1914 о присвоении звания «школьный музей» музею А. П. Гайдара №7 г. Арзамаса Горьковской области.
За большую поисково-исследовательскую общественно-полезную работу, создание интересной экспозиции и успехи в коммунистическом воспитании учащихся.
20 сентября 1976г.
Учетная карточка музея
образовательной организации Нижегородской области
№ регионального Свидетельства
|
Свидетельство
№ 020/17
|
№ музея во Всероссийском реестре музеев образовательных организаций
(ВЦХТ)
|
1914
|
Реестр паспортизированных музеев образовательных организаций | https://юныйтурист.рф/museum/1651834709584-shkolnyj-literaturno-kraevedcheskij-muzej-a-p-gajdara | Сертификат | https://cloud.mail.ru/public/SkBx/zx7nNp5jE |
Наименование
|
Школьный музей А.П. Гайдара
|
Профиль музея
|
Литературно-краеведческий
|
Образовательное учреждение
|
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Средняя школа №7 им А.П. Гайдара»
|
Муниципальный округ, район города
|
городской округ город Арзамас
|
Адрес (индекс, населенный пункт, ул., д., к.)
|
607224, Нижегородская область, г.о.г. Арзамас, ул.
Нижегородская, д. 3а
|
Телефон с кодом города
|
8(83147)7-19-07
|
Электронная почта
|
arzamas-shola7@mail.ru
|
Страница музея на сайте организации
|
https://arz-skola7.3dn.ru/publ/muzej_im_a_p_gajdara/1-1-0-123
|
Руководитель музея (Ф.И.О.)
|
Балахонова Ирина
Николаевн
|
Дата открытия музея
|
22 января 1964 г.
|
Характеристика помещения
|
Музей располагается на 2
этаже школьного здания
|
Экспозиции музея
|
1. Детские годы А.П. Гайдара
|
2. Гайдар-воин
|
3. Литературная деятельность
писателя
|
4. Гайдаровские места в
Арзамасе
|
5. Гайдаровские традиции в
школе
|
Краткая характеристика основного фонда, количество экспонатов основного и
вспомогательного фонда
|
В фондах музея хранится 5380 экспонатов (книги А.П. Гайдара на
разных языках мира; переписка с образовательными организациями, носящими имя
писателя; сувениры; юбилейные медали с изображением Гайдара; юбилейные
значки; бюсты писателя; вымпелы; поделки и рисунки детей по мотивам
произведений Гайдара).
|
Краткая характеристика развития туристско-краеведческого направления в
образовательной организации:
|
1) Название музейного объединения
|
Литературно-краеведческое
|
2) Количество обучающихся в объединении
|
20 чел.
|
3) Количество реализуемых программ. Название программ.
|
«Юный краевед», «Патриот».
|
4) Участие в конкурсах, проектах туристско-краеведческой,
поисково-исследовательской направленности.
|
Конкурс исследовательских работ «Отечество»,
«Моя семья в истории страны», «Гайдаровские недели», «Нижегородское Поволжье в судьбе России»,
|
5) Организация мероприятий
|
Слет тимуровцев
Муниципальный сетевой Интернет-проект «Страна Гайдария» (2024), «Время
читать Гайдара» (2025)
|
Школьный литературно-краеведческий музей
А.П. Гайдара: Цель деятельности: образовательно-воспитательная работа,
направленная на популяризацию знаний о жизни и творчестве нашего земляка,
детского писателя А.П. Гайдара, чьё имя носит наша школа. Задачи деятельности: - поисковая, краеведческая и
научно-исследовательская работа по выявлению и сбору материалов
литературно-краеведческого характера, посвящённых жизни и творчеству А.П.
Гайдара, и расширение фондов музея;
- научно-просветительская, культурно-воспитательная
работа, проводимая для учащихся школы и гостей музея.
Направления работы музея: 1. поисковое 2. исследовательское 3. экскурсионное 4. экспозиционное 5. просветительское 6. связь
с социумом Социальные функции музея: 1. функция
документирования 2. образовательно-воспитательная Методическая работа музея: - сбор,
хранение, экспонирование материалов, посвящённых А.П. Гайдару;
- ведение
учётной документации, описание, систематизация фонда экспонатов, обеспечение
сохранности экспонатов музея;
- изучение
собранных материалов, разработка текстов сопровождения экскурсий;
- оформление
стационарных и передвижных выставок экспозиций;
- проведение
обзорных экскурсий для учащихся и гостей школы по экспозиции музея;
- подготовка
и проведение литературно-музыкальных и творческих вечеров, приуроченных к
юбилейным датам писателя или проводимых в «гайдаровские недели»;
- проведение
литературных уроков по творчеству А.П. Гайдара;
- организация
и проведение на базе литературного музея различных творческих конкурсов,
посвящённых жизни и творчеств А.П. Гайдара;
- создание
фонда учебно-методических материалов для внеклассных мероприятий,
исследовательских и конкурсных работ;
- проведение
литературно-краеведческих занятий для учащихся школы;
- подготовка
и выпуск творческих и литературных альбомов. посвящённых жизни и творчеству
А.П. Гайдара.
Презентация

Немного истории
Музей был открыт 22 января 1964 года. Ленточку перерезала друг детства А. П. Гайдара Н. Н. Похвалинская. Инициаторами открытия музея были Н. М. Расторгуева и Г. И. Гордеева. Первым директором музея стала Н. М. Расторгуева.
Линейка, посвященная открытию школьного музея имени А. П. Гайдара, оставила незабываемый след в памяти ребят. На ней присутствовали друзья Гайдара. Главным Тимуром была зачитана телеграмма, присланная вдовой А. П. Гайдара. Первым экскурсоводом была ученица 6 «В» класса Галя Середкина, а первыми экскурсантами стали ребята из школы-интерната.
1966 год знаменателен для школы тем, что в этом году Совет музея едет на 1-ый гайдаровский слет в Ленинград. «Наша делегация, - вспоминает директор музея Н. М. Расторгуева, - признана лучшей». В дальнейшем ученики школы были участниками всех гайдаровских слетов, где бы они не проходили. Надолго останутся в памяти отрядные костры с участием ветеранов, походы по гайдаровским местам в г. Каневе и в с. Лепляво Каневского района, читательские турниры по произведениям А. П. Гайдара.
ГОСТИ МУЗЕЯ За годы существования
музея в нем побывали сын писателя -
Тимур Гайдар, писатель Борис Камов,
Сергей Ростоцкий и Александр Грачев – исполнители главных ролей в фильмах о
Гайдаре, Надежда Лебединская – известный гайдаровед г. Москвы, президент
ассоциации «Лермонтовское наследие»
М.Лермонтов, исполнительный директор ассоциации Е. Лермонтова и
секретарь М. Воронцова, председатель областной организации Союза писателей
России В. Шамшурин, родственники Гайдара
из рода Лермонтовых, друзья детства Гайдара: Бабайкина А. Н., Пентюхова Л. А., Похвалинская Н. Н и другие.
Музей поддерживает тесную связь с городским музеем Гайдара и педагогическим институтом имени А. П. Гайдара, является инициатором всех школьных гайдаровских мероприятий. Довольно представительным был состав гостей, приехавших 23 января 2004 года в школьный музей на торжества, посвященные юбилею А.Гайдара: племянница С. Караваева с дочерью, из рода Лермонтовых, который, как известно, по линии матери Аркадия Петровича пересекается с родом Голиковых, президент ассоциации «Лермонтовское наследие» М. Лермонтов, исполнительный директор ассоциации Е. Лермонтова и секретарь М. Воронцова, председатель областной организации Союза журналистов России В. Шамшурин.
Во время встречи гостей с членами Совета музея, педагогами и учениками школы, которая состоялась в школьном музее Гайдара, каждый выступающий подчеркивал, что Аркадий Петрович считал своей родиной именно наш город. Также на встрече была затронута тема современного отношения учеников и педагогов к творчеству А. П. Гайдара, к его личности. Многие выступающие ратовали за возвращение книг писателя в школьную программу. Экскурсовод Арина Селихова провела для гостей экскурсию по школьному музею, учащиеся секции «Гайдароведение» показали инсценировки отрывков из любимых гайдаровских произведений: «Р.В.С.», «Тимур и его команда», «Бумбараш», «Дальние страны» и др. «Замечательно, что в школе имени Гайдара, вы, ребята, открыли музей его имени. Пусть Гайдар навеки будет паролем на дружбу между вами». Друг детства Гайдара Н. Шхвалинская. «Музей в школе Гайдара – это самое лучшее, что можно было сделать. Наш город школьники страны считают городом Гайдара. Так будьте достойны этой чести и будьте примером для всех школьников города. Желаем вам успехов в учебе, в работе… Сделали вы много, желаем вам дальнейших успехов». Директор музея Ерофеева З. И.
ПЕРЕПИСКА
Ребята – гайдаровцы поддерживают связь со всеми городами, связанными с именем Гайдара, другими музеями, носящими имя Гайдара в г. Москве, Льгове, Светлограде, Клине, Каневе, Стерлитомаке. Переписка заставляет наших ребят еще более глубоко изучить жизнь и творчество Гайдара, чтобы дать полный и хороший ответ на письма.
Члены совета музея разослали много материалов о Гайдаре в другие города: и путеводители по гайдаровским местам, и воспоминания арзамасцев о писателе-воине, и фотографии гайдаровских мест.
В фондах музея – 865 подлиных писем, датированных 1965 – 2000 гг. Адресаты: школьники Украины, Белоруссии, Узбекистана, России. Переписку с музеями вели
-
Тимур Гайдар, сын писателя
-
Борис Камов, писатель,
-
Сергей Ростоцкий, исполнитель роли Гайдара
-
Д. М. Бажова, жена Гайдара.
ГАЙДАРОВСКИЕ ТРАДИЦИИ
В школе стали традиционными дни:
26 октября – День героической гибели – День подвига А. П. Гайдара и
22 января – День рождения А. П. Гайдара.
В эти дни ребята несут цветы к памятнику в парк имени Гайдара, встречаются с друзьями Гайдара. Перед этими датами проходят гайдаровские недели, когда каждый отряд старается сделать как можно больше полезных добрых дел. В отрядах идут гайдаровские чтения, экскурсии. В день рождения А. П. Гайдара проводятся торжественные линейки, трудовые десанты, встречи с друзьями-гайдаровцами.
ФОНДЫ МУЗЕЯ
К 100-летию со дня рождения А. П. Гайдара фонд музея пополнился поделками учащихся и родителей, композициями гайдаровских произведений, альбомами о жизни и творчестве писателя, сочинениями учащихся «Мое отношение к творчеству Гайдара», «Мое любимое произведение Гайдара», стихами собственного сочинения о писателе, докладами и рефератами о жизни и творчестве А. П. Гайдара, фотографиями гайдаровских мест. Кроме этого, музею был подарен новый макет дома-музея, где жил Аркадий Гайдар.
|