Роль
психолога в школе
Зачем нужен психолог в
школе? Работа психолога в школе
неразрывно связана с образовательным
процессом. Для начинающего специалиста
школа - хорошая возможность приобрести
ценный опыт работы с людьми, с детьми,
опыт решения всевозможных психологических
проблем. Но школа - это огромный
социальный институт. Психолог работает
не только с детьми, а также и с педагогами
и родителями. Нередко в школе
работают несколько специалистов-психологов
(психологическая служба), так как поле
деятельности психолога достаточно
обширно. Рассмотрим основные направления
деятельности психолога в школе:
-психологическое просвещение
– формирование у обучающихся, воспитанников
и их родителей (законных представлений),
у педагогических работников и руководителей
образовательных учреждений потребности
в психологических знаниях, желания
использовать их в интересах собственного
развития. Создание условий для полноценного
личностного развития и самоопределения
обучающихся, воспитанников на каждом
возрастном этапе, а также в своевременном
предупреждении возможных нарушений в
становлении личности и развитии
интеллекта;
-психологическая профилактика
– предупреждение возникновения явлений
дезадаптации обучающихся, воспитанников
в образовательных учреждениях, разработка
конкретных рекомендаций педагогическим
работникам, родителям (законным
представителям) по оказанию по помощи
в вопросах воспитания, обучения и
развития;
-психологическая диагностика
– углубленное психолого – педагогическое
изучение обучающихся, воспитанников
на протяжении всего периода обучения,
определение индивидуальных особенностей
и склонностей личности, ее потенциальных
возможностей в процессе обучения и
воспитания, в профессиональном
самоопределении, а также выявление
причин и механизмов нарушений в обучении,
развитии, социальной адаптации.
-психологическая коррекция –
активное воздействие на процесс
формирования личности в детском возрасте
и сохранение ее индивидуальности,
осуществляемое на основе совместной
деятельности педагогов – психологов,
дефектологов, логопедов, врачей,
социальных педагогов и других специалистов,
Эта работа включает в себя элементы
игры и рисуночные методы (в зависимости
от возраста ребёнка). Проведение
внеклассных мероприятий (классный
час, КВН) также входят в компетенцию
психолога.
-консультативная деятельность
– оказание помощи обучающимся,
воспитанникам, их родителям (законным
представителям), педагогическим
работникам и другим участникам
образовательного процесса в вопросах
развития, воспитания и обучения
посредством психологического
консультирования.
Составление психолого-педагогической
характеристики ребёнка, которая
раскрывает развитие всех сфер и
психических процессов, здоровья. Также
характеристика даёт полную картину
семейного климата, интересов ребёнка
и т.д. Консультирование в школе играет
очень важную роль: каждый родитель
или педагог имеет право обратиться к
психологу с проблемой, или просить о
помощи относительно ребёнка.
Школа для ребёнка является
центром освоения социума. Первый опыт
межличностных отношений, усвоения
знаний, и многого другого - всё это
получает ребёнок в школе. Именно здесь
необходимо выработать единую линию
работы и педагогов, и родителей, и
психолога. Только при взаимном принятии
решений, при единых целях, школа может
претендовать на звание социального
института знаний.
Психолог помогает ребёнку
усвоить весь этот опыт через освоение
поведения, и построение собственной
позиции, при которой у ребёнка
вырабатывается осознанное восприятие
мира. Многие ошибочно считают, что
психолог занимается только тестированием,
а уроки психологии проходят на уровне
факультативных занятий и не представляют
ничего ценного для знаний ребёнка.
Главной позицией психолога служит
создание для детей условий жизненных
систем и выбор этих систем. У ребёнка,
при слаженной работе психолога и
педагогического коллектива, формируются
условия для создания личностной
позиции (осознание собственного Я,
уверенность, собственное
мнение).
Именно психолог выступает тем
организационным звеном между детьми
и педагогами, которое необходимо для
решения интересов и возможностей
школьников.
От успешной работы психолога
зависят условия формирования
педагогических задач. Психолог может
выявить причины неуспеваемости,
расторможенности или агрессивности
детей. Затем работа ведется с родителями
ученика. Кто лучше может разобраться в
поведении детей, как не их родители?
Успешное сотрудничество психолога,
родителей и учителей школы часто
приводит к нужным результатам относительно
поведения ребенка.
Бывают ситуации, когда ребёнку
необходима помощь более узкого
специалиста, чем школьный психолог.
Тогда психолог в школе может
рекомендовать другого специалиста.
Опираясь на исследование
санкт-петербургских авторов А.Г. Грецоваи
А.Е. Ангервакс (2000 г.), можно сказать,
что у большинства младших подростков
уже имеются вполне конкретные
представления о том, кто такой психолог
и что он должен делать. Но зачастую эти
стереотипные представления настолько
неадекватны, что лучше бы их совсем не
было. Ведь изменить уже имеющееся
убеждение всегда сложнее, чем сформировать
новое. В результате многие попытки
пропаганды психологических знаний
среди подростков оказываются
малоэффективны, так как любая исходящая
от психолога или относящаяся к нему
информация воспринимается подростками
через призму своих убеждений.
Авторы приводят следующие
выявленные ими стереотипные
представления
о представителях профессии «Психолог»:
.
47,5% испытуемых воспринимают психолога
как врача, медицинского
работника. Чаще всего такой
"врач” занимается в представлении
подростков лечением психических
нарушений ("психологический доктор”,
"лечит психов”, "излечивает
людей от невменяемых состояний”,
"лечит
сумасшедших”). Некоторые подростки
дают недифференцированные ответы
("доктор”, "лечит без лекарств”,
"свое время посвящает больным”),
деятельность
психолога как врача не является в их
понимании избирательно связанной со
сферой психики;
.
14%: психолог - это ученый, занимающийся
психикой - "изучает
психологию человека”, "изучает
поведение людей”;
.
10%: психолог как специалист, оказывающий
какую - либо психологическую помощь -
"принимает, выслушивает и дает советы”,
"успокаивает людей” и т.п.;
.
6%: психолог как учитель - "точно такой
же учитель, но с другим образованием”,
"учитель по психике”;
.
22,5%: представления о работе психолога
не сформированы или полностью
неадекватны. Эти представления
обычно положительно ("хороший человек”,
"сказочник здоровья”, "психолог -
это круто!”) или отрицательно ("психолог
- это псих”) эмоционально окрашены,
реже безразличны ("человек”, "знает,
у кого какие нервы”, "проверяет человека,
если у него плоскостопье”).
Эти данные дают понять, что
представления о деятельности
психологов отсутствуют менее чем у
1/4 наших испытуемых, у остальных
определенные стереотипы на этот счет
уже сформированы. Однако они
относительно адекватно отражают суть
деятельности практических психологов
лишь у 10% испытуемых. Еще 20% воспринимают
психолога как ученого или учителя.
Конечно, во многих случаях это верно,
но такой психолог - уже не тот человек,
к которому можно обратиться с личными
проблемами. Почти половина испытуемых
демонстрируют наиболее распространенный
стереотип в отношении психолога - они
воспринимают его как врача, лечащего
людей с психическими отклонениями. В
качестве причин, которые могли бы
побудить обратиться к психологу, эта
группа испытуемых обычно указывает
нарушения психики.
Широкое распространение
неадекватных социальных стереотипов
в отношении психологов, по мнению
авторов, не может не препятствовать
обращению подростков к представителям
этой специальности. А это влечет за
собой неэффективность работы
психологической службы в школе. Одним
из выходов из этой ситуации авторы
видят в пропаганде психологических
знаний еще в начальной школе, до начала
подросткового кризиса.
|