Алгоритм действий педагогов
по раннему выявлению и профилактике неблагополучия в семьях и
фактов жестокого обращения с несовершеннолетними:
1.Педагоги школы должны
обращать внимание на особенности в поведении ребенка, которые могут
свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:
- психическое и
физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;
-неухоженность,
неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;
-изменчивое поведение:
переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто
является причиной нарушения контактов с другими детьми);
- проблемы с обучением в
связи с плохой концентрацией внимания;
- отказ ребенка
раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
- повторяющиеся жалобы на
недомогание (головную боль, боли в животе и др.);
- враждебность или
чувство страха по отношению к отцу или матери;
-сильная реакция испуга
или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
- судорожное реагирование
на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких
движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);
-чрезмерное стремление к
одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо
всех;
- демонстрация
«взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
- обвинение ребенком
родителей или опекуна в нанесении повреждений;
- повышенная драчливость
ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям;
- обманы, ложь, острые
эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти
домой;
- ребенок много времени
проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремиться домой после
школы.
Особенности в поведении
взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к
ребенку:
- в беседе о ребенке
родители проявляют настороженность или безразличие;
- на жалобы по поводу
поведения сына (дочери) в школе реагируют холодно либо очень бурно и
эмоционально;
- часто меняют детского
участкового врача, переводят ребенка из одного учреждения, в другое.
- запрет родителей на
осмотр ребенка в образовательном учреждении;
- необъяснимая отсрочка в
обращении родителя и ребенка за медицинской помощью;
- противоречия в беседе о
ребенке, семье, увлечениях ребенка, совместном времяпрепровождении;
- объяснения о состоянии
ребенка не несовместимы с имеющимися проблемами, физическими травмами;
- родители обвиняют
ребенка в полученных повреждениях;
- родители не знают
друзей ребенка.
2. В случае подозрения на жестокое обращение с
ребенком родителей (или законных представителей) педагоги и специалисты школы
должны предпринять следующие меры:
- необходимо завоевать
доверие несовершеннолетнего, наблюдать за его поведением, а замеченные
отклонения заносить в дневник наблюдения.
- в случае получения
оснований полагать, что с несовершеннолетним жестоко обращаются, не должным
образом воспитывают, применяют насильственные формы воздействия, психически
угнетают, проявляют безразличие к ребенку и т. д., осуществить выход в семью
ребенка (изучить условия проживания несовершеннолетнего, установить контакты с
семьей, побеседовать с родителями (или законными представителями), близкими
родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в образовательном
учреждении).
В результате предпринятых
действий можно прийти к следующим выводам:
- предположение о факте
жестокого обращения подтверждается (не подтверждается);
- решение проблемы не
терпит отлагательства и требует подключения специалистов всех субъектов
профилактики.
3. При выявлении случая
жестокого обращения с ребенком со стороны родителя (или законного
представителя), необходимо:
- немедленно направить
информацию (в письменной форме) руководителю ОУ о выявленном случае жестокого
обращения с ребенком;
- руководитель
образовательного учреждения незамедлительно сообщает по телефону (затем, в
течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого
обращения с ребенком в КДН и ЗП, ОМВД для проведения обследования условий жизни
и воспитания ребенка.
4. В целях защиты прав и
интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения:
- совместно с
заинтересованными службами (медицинскими работниками, педагогами-психологами,
социальным педагогом, педагогами) разрабатывается план реабилитации
несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения (в течение двух
рабочих дней с момента подтверждения факта жестокого обращения), включая работу
с семьей несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения;
- в КДН и ЗП, ОМВД
направляется информация о рассмотрении вопроса о привлечении виновных лиц к
ответственности, в соответствии с действующим законодательством.
|