Термин
«функциональная грамотность»
(от греч. grammata – чтение и письмо) был предложен и введен в научный и
практический оборот ЮНЕСКО в 1957 году применительно к взрослому населению,
которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности. В тот момент было
достаточно трех базовых грамотностей, чтобы успешно справляться с решением
жизненный ситуаций: умения читать, писать и считать. Современность требует от
человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая
грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ - грамотность, финансовая грамотность,
культурная и гражданская грамотность. От современного человека требуются умения
критически мыслить, работать в команде, общаться, креативность.
Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность,
настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества.
Виды функциональной грамотности.
1. Читательская грамотность
2. Математическая грамотность
3. Естественнонаучная грамотность
4. Финансовая грамотность
5. Глобальные компетенции
6. Креативное мышление
Читательская грамотность – это способность к
чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста,
интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических
задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык
функциональной грамотности.
Математическая грамотность — это способность
формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических
понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления.
Естественнонаучная грамотность — это способность
человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с
естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными
идеями.
Финансовая грамотность — это знание и
понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и
уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных
финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия
личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Креативное мышление — это способность
продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных
на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или
эффектного выражения воображения.
Глобальные компетенции — это способность
смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения,
чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и
представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и
эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения
на основе взаимного уважения к человеческому достоинству. Работа по формированию функциональной грамотности в
МБОУ СШ № 7 им. А.П. Гайдара организована на основе следующих документов:
Нормативно-правовые документы федерального уровня Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся» Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» Письмо Минпросвещения от 14.09.2021 № 03-1510 Об организации работы по повышению функциональной грамотности. Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности Нормативно-правовые документы регионального уровня Приказ
министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области от
30.06.2020 № 316-01-63-1063/20 «Об утверждении положения о региональной системе
оценки качества образования Нижегородской области» Приказ
министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области от
31.05.2021 № 316-01-63-1333/21 "О внесении изменений в приказ министерства
образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 30 июня 2020
года" № 316-01-63-1063/20 Приказ министерства образования, науки и молодежной
политики Нижегородской области от 17.09.2021 № 316-01-64-60/21 «Об
организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся
общеобразовательных организаций Нижегородской области» Приказ министерства образования, науки и молодежной
политики Нижегородской области от 03.08.2021 № 316-01-63-1907/21 «Об
утверждении результатов региональной оценки по модели PISA-2020 по
Нижегородской области» Распоряжение правительства Нижегородской области от 14 декабря 2021 г. №
1327-р «О создании межведомственного координационного совета по вопросу
формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
общеобразовательных организаций Нижегородской области» Нормативно-правовые документы муниципального уровня
Приказ департамента образования администрации г. Арзамас от 24.09.2021
№284 «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку
функциональной грамотности обучающихся муниципальных общеобразовательных
организаций города Арзамаса» Приложение к приказу департамента образования
администрации г. Арзамас от 24.09.2021 №284
Нормативно-правовые документы школьного уровня
Приказ
об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку
функциональной грамотности на 2021-2022 учебный год Приложение. Дорожная карта
Банк тренировочных
заданий, диагностических работ по функциональной грамотности: Медиатека (prosv.ru). Электронные учебники в
Медиатеке. 1000 учебников с интерактивными объектами и удобной навигацией.
Можно использовать через сайт или мобильное приложение. Доступ к
электронным учебникам издательства «Просвещение». Электронный банк заданий по функциональной грамотности . Сетевой
комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в
проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» . Банк заданий PISA . Мастер-классы PISA . Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к PISA . Издания центра ГГТУ Учитель будущего . Функциональная грамотность в современном образовании.
Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию
PISA . Читательская грамотность Математическая грамотность Финансовая грамотность Естественнонаучная грамотность Банк заданий для начальной школы
Методические рекомендации
для педагогов по формированию функциональной грамотности: 1.
Методические рекомендации для учителей и родителей 2.
Рекомендации по формированию читательской грамотности 3.
Сборник информационных материалов по формированию
функциональной грамотности для учителя. 4.
Функциональная грамотность для педагога. Полезные ресурсы
Функциональная грамотность
школьников Общие подходы к
формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк
заданий. Полезные ресурсы. Ссылка:http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная%20грамотность.pdf Мониторинг формирования функциональной
грамотности учащихся Демонстрационные материалы ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Ссылка: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php Центр оценки качества образования ИСРО
РАО Важнейшими задачами Центра являются:
проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества
образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке
качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и
странах мира. Ссылка: http://www.centeroko.ru/ Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf Примеры открытых заданий по читательской грамотности Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной
грамотности) ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук» http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php Издательство «Просвещение» https://media.prosv.ru/fg/ Банк тестов https://banktestov.ru/test/3674 Московский центр качества образования https://mcko.ru/articles/2127 Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main
|