Пятница, 2024.Апр.26, 01:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт МБОУ СШ №7 им. А.П. Гайдара


Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Причины девиантного поведения
Причины девиантного поведения

Теории, объясняющие девиантное поведение, можно разделить на три большие группы:

1. Объяснение с помощью биологических факторов. Пионером данного подхода можно считать известного итальянского судебного психиатра, врача, криминалиста Ч. Ломброзо, которые еще в конце XIX в. утверждал, что существует зависимость между криминальным поведением и определенными физическими чертами человека. В середине XX в. У. Шелдон сделал вывод о том, что наиболее предрасположены к девиантному поведению люди со стройным и сильным телом, склонные к активному поведению (мезаморфы). В 60-70-е годы шотландцем Прайсом была сделаны попытка доказать большую склонность к девиантному поведению людей, обладающих дополнительной хромосомой типа «игрек». Но биологические типы людей очень постоянны, а уровень девиаций сильно колеблется в различных странах и в разные периоды.

2. Объяснение с помощью психологических факторов. Основоположником данного подхода является известный австрийский психиатр З. Фрейд, утверждавший, что отклонение в поведении – результат конфликта между сознанием и подсознанием,
 между физиологическими потребностями индивида и социокультурными нормами среды. Но если это противоречие универсально, почему же не все люди девианты?

3. Объяснения с помощью социальных концепций. Они связывают девиации с какими-либо особенностями развития общества, социокультурными явлениями и процессами. 

Классиком этого подхода является французский социолог Э. Дюркгейм, который рассматривал девиацию в связи с анализом социальной солидарности, в теории аномии. Термин «аномия» в переводе с греческого означает «безнормность». Это такое состояние общества, когда социальные нормы теряют свою значимость для значительной доли населения, когда исчезает четкая, непротиворечивая система регуляции поведения человека. Э. Дюркгейм считал, что аномия возникает в периоды резких социальных переломов, когда прежние ценности устаревают, а новые не успевают сформироваться, утвердиться, стать массовыми. Меняются сами нормы, меняется реакция индивидов на них. Люди «теряют почву под ногами». Возникает социальная дезорганизация, ведущая к возникновению самых разных девиаций: от преступности до склонности к самоубийствам. Еще один важный вывод Э. Дюркгейма заключался в том, что хотя девиация – социальная патология, но общество совсем без девиаций невозможно, аномия лишь повышает ее уровень. Современный американский социолог Р. Мертон связал аномию с социальным неравенством, подчеркивая, что она возникает из-за разницы в доступе социальных слоев к одобряемым обществом, законным средствам достижения жизненного успеха. Неравенство проявляется в степени удовлетворения не только основных жизненных потребностей, но и социальных – в престиже, уважении. Р. Мертон подчеркивает, что аномия возникает из-за различий в степени ассимиляции социальных целей и норм различными социальными слоями общества. Дисгармоничность целей культуры и законных средств достижения жизненного успеха при аномии, по Р. Мертону, – это фактор социальной напряженности. В генезисе девиантного поведения свою роль играет чувство девиации – переживание глубины разрыва в возможностях удовлетворения материальных потребностей разными социальными группами. Термин «девиация» введен в социологию С. А. Стауффером и означает чувство недовольства социальной группы своим настоящим, стремление достичь уровня другой социальной группы, более развитой и благополучной в социальном отношении. Когда все одинаково бедны, уровень девиаций ниже, чем тогда, когда на фоне нужды одних, другие купаются в роскоши, т. е. когда в обществе очень высок так называемый децильный коэффициент (соотношение совокупного дохода 10% самых богатых слоев общества и совокупного дохода 10% самых бедных). Так, в современной России это коэффициент двадцатикратный, что создает питательную почву для девиаций. Важную особенность перехода от первичных к вторичным девиациям раскрывает теория стигматизации (Г. Беккер, Ф. Танненбаум и др.), утверждающая, что стремление общества «клеймить» девиантов, когда более сильная социальная группа «наклеивает» на слабую ярлыки преступников и пр., также способствует девиации. Ярлык меняет «Я-концепцию» личности, заставляет человека чувствовать себя изгоем, становится «отпетым» и готовым совершать повторные проступки. Сегодня социологи обращают внимание еще на одну социальную причину развития девиантного поведения. На смену старой иерархии стран и социальных слоев приходит новая. Для нее характерно не столько эксплуатация, сколько пренебрежение к отсталым (Н. Луман), что создает систему «включений – исключений». Часть населения мира и отдельные страны будут включены в современность, а часть нет. Отставание становится необратимым. Наш соотечественник академик Н. Моисеев описал это явление (не употребляя термина), в книге «Расставание с простотой». Английский социолог Дж. Кьянг подробно рассмотрел все криминально-девиантные последствия этого процесса. «Исключенность» из социального прогресса становится мощной социальной базой негативных девиаций, потому что воровать, грабить и «колоться» значительно легче, чем работать и творить. Общие причины девиаций (биологические, психологические, социальные) по-разному «комбинируются» и принимают многообразные формы, порождая ту или иную разновидность девиаций, то или иное конкретное девиантное поведение. Девиации взаимосвязаны, существует эффект индукции различных форм социальной патологии. Одно негативное явление усиливает другое (например, наркомания может порождать преступность). Девиции зависят от состояния социальной среды, причем разные виды девиаций по-разному реагируют на изменения среды. Так, уровень самоубийств во время войны падает, при кризисе общества растет экономическая преступность. Для каждой конкретной личности, кроме названных выше общих причин, причиной девиации является и несоответствие объективных свойств индивида, его задатков, способностей, качеств требованиям статусной позиции, которую он реально занимает. Причем занимаемая позиция может быть как ниже (поэт, работающий истопником), так и выше (руководитель, не соответствующий должности) объективных возможностей личности.

Категория: Мои статьи | Добавил: Informatik (2012.Мар.27)
Просмотров: 1252
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Эмблема
Наш адрес
Наш адрес
г. Арзамас, ул. Нижегородская 3а
Телефон:(883147)71907
e-mail: s7_arz@mail.52gov.ru
Интернет-проекты
Полезные ссылки
Баннеры

Copyright Skola7 © 2024