Проявление жестокости у «цветов жизни».
Мир устроен парадоксально. Во все времена мы говорим о
том, что мир может спасти только доброта, а вокруг все больше жестокости.
В наш 21 век пришли новые страшные напасти. Кроме
преступности на улицах, идет война в «горячих точках» планеты и развивается
терроризм. Взрослые часто искренне поражаются тому, как жестоки стали дети.
Действительно, многие поступки детей вполне подпадают под взрослые мерки
жестокости.
Сейчас, даже очень маленькие дети видят по телевизору
исключительно кровь и убийства. А ведь детская психология - самая
восприимчивая. С детства видя одну кровь по телевизору, мы потом ужасаемся
безжалостности юных солдат, которые попадают в военную реальность.
Самый распространенный вид жестокости маленьких детей
- жестокость по неведению. Наказания в таких случаях неуместны и в лучшем
случае неэффективны: ребенок просто не понимает, за что наказан и почему
сделанное им дурно, наказание для него- немотивированная обида со стороны
взрослого. Преодолеть жестокость по неведению помогает научение сочувствию,
сопереживанию, жалости: спокойное и доступное разъяснение, демонстрация
милосердия к слабому или обиженному, привлечение ребенка к оказанию помощи.
Большинство детей легко и быстро воспринимает такое научение, и тогда задача
взрослых- не сломать первые ростки желания делать добро окружающим.
С подростками все намного сложнее. Особенно сильно
изменяется поведение подростка под влиянием группы. Срабатывает закон толпы,
когда происходит оглупление массы, то есть снижение общего уровня интеллекта.
Каждый в отдельности так бы не поступил, а в толпе снимается личная
ответственность за содеянное. А в подростковом возрасте желание быть принятым в
группу сверстников сильнее любой другой потребности. Так в фильме «Чучело»
Р.Быкова, где подростки, поддавшись влиянию неформальных лидеров класса,
объявляют бойкот девочке, которая отличается от всех. Не секрет, что в каждой
группе есть свои «аутсайдеры»- дети, по различным причинам, ставшие изгоями (личностными,
интеллектуальными, физическими- инвалидность, сниженное зрение, низкий
материальный статус семьи и т.п.) И мало кто из подростков захочет заступиться
за того, против кого ополчилось большинство, чтобы не быть также отверженным
группой.
Мы, взрослые люди, привыкли сдерживать свои эмоции, а
дети - нет. У них они бьют ключом. Если обида, то смертельная, если счастье, то
безграничное и если жестокость, то ярко выраженная. Понятно, что у детей нет
жизненного опыта, поэтому подростки далеко не всегда могут предсказать
последствия своих действий. Эмоции захлестывают разум и сознание, поэтому
ребенок совершает действие, а потом уже думает, правильно ли оно. Если ваш
ребенок, кого- то ударил, это еще не означает, что он вырастет хулиганом.
Проявление агрессивности и жестокости- это определенный этап взросления
ребенка. Он должен осознать, пережить и научиться контролировать свои
негативные эмоции. Неосознанная детская жестокость со временем проходит
бесследно. А вот если подросток сознательно причиняет другим боль и понимает,
что это плохо,- это уже повод переживать и принимать меры.
В известной мере черты жестокости могут быть
связаны с характером личности. Полностью переделать характер невозможно. Но
коррекция поведения вполне возможна через научение приемлемым формам проявления
своего характера и последовательную систему социальных запретов на приемлемые
формы поведения.
У некоторых детей жестокость выступает как форма
отклоняющегося поведения, при которой ребенок стремится получить удовлетворение
от причинения другому: унижения, ущерба, боли. Такое поведение может быть
обусловлено разными причинами, в зависимости от которых требуется медицинская,
медико- педагогическая или социальная помощь.
Стимулировать жестокость у детей может жестокое
обращение с ними и демонстрация образцов жестокости, например, в фильмах
ужасов. Сходный эффект может имитироваться огрехами воспитания. Так, если
ребенок, сидя на мягком диване и жуя конфету, смотрит телефильм о войне,
содержание которого он не может прочувствовать и осмыслить достаточно глубоко и
правильно, то приятные телесные и вкусовые ощущения рискуют связываться в его
переживаниях с наблюдаемыми сценами агрессии, мучений, смерти. Происходит
ненамеренное приучение к жестокости. Взрослые иногда надеются научить ребенка
тому, где можно, а где нельзя быть жестоким, допуская, что в ситуациях
самозащиты и самоутверждения вне дома хороши любые средства. Но, во- первых,
такая жестокость- только мешающий социальной адаптации суррогат силы и авторитета.
Во- вторых, как всякое эмоционально особо насыщенное поведение, жестокость
быстро распространяется на все ситуации. Добро, разумеется, должно быть с
кулаками, но не должно по всякому поводу пускать их в ход. Воспитывая в ребенке
способность быть добрым и нести людям добро, полезно помнить о том, что добро
кончается там, где у борца за него проступает на губах злая пена. Слова эти
одинаково справедливы и для ребенка, и для взрослых.
Жестокими не рождаются- жестокими становятся. Со
времен Корана и по сей день человек воспринимается как единство телесного,
душевного и духовного. Глухота к голосу духовного в себе и в ребенке-
питательная среда жестокости. И только различая за словом и поступком ребенка
мелодию его формирующегося духа, мы можем ввести его в мир, который движется
любовью, состраданием, добротой, ответственностью. И научить не поддаваться
искушениям жестокости, которых, к сожалению, в жизни немало.
Нам нужен мир, который движется любовью, состраданием, добротой,
ответственностью. Нам нужно не поддаваться искушениям жестокости, которых, к
сожалению, в жизни немало.
Мир прекрасен, и наслаждаться им должен каждый из нас. Думаю,
каждому хочется жить в стране, где не страшно выйти на улицу, где вечерами
можно спокойно гулять по парку, где по телевизору показывают не убийство и
насилие, а действительно произведения искусства и где вы будете спокойны за
жизнь своих детей.
Нам не нужна жестокость. Нам нужен покой и красота. Помните об
этом.
|