Рекомендации по
организации работы с пятиклассниками в начале учебного года
Все эти психологические
особенности постепенно начинают проявляться как раз в возрасте 10-11 лет - при
переходе в среднюю школу, достигая апогея к 13-14 годам. Поэтому процесс
адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие
педагогов просто необходимо. Оно, на наш взгляд, может быть самым разным.
Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную
особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности
ребенка. Однако если легкое волнение перед выполнением задания или ответом у
доски способствует мобилизации ребенка, то сильная тревога, наоборот, приводит
к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения задания и
отрицательно влияет на успеваемость. Поэтому очень важно в этот период
проводить профилактическую работу с детьми. Следует выработать четкие,
последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они
необходимы, согласовать требования учителей-предметников.
Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к
ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Как уже
отмечалось, именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкрепляется
неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому
явлению, - одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям
должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку
собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях,
ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели
поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует
подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить
конструктивным способам поведения в них. Можно облегчить участь «пятиклашек»
некоторыми чисто организационными мерами.
Рекомендации школьного
психолога классным руководителям 5-х классов
• Совместно с
психологом, сопровождающим 5-е классы, помогать ученикам в налаживании
эмоционального контакта с одноклассниками (для этого необходимо помочь новым
ученикам запомнить имена одноклассников, фамилии, имена, отчества
учителей-предметников, проводить беседы и игры, позволяющие детям лучше узнать
друг друга, и т. д.).
• Помочь учителям-предметникам запомнить фамилии и имена учеников (для этого
можно использовать бейджи или таблички с именами учеников, которые ставятся на
парту).
• Постоянно поддерживать контакт с родителями учеников.
• Постоянно поддерживать контакт со школьным психологом.
Осуществлять
психологическую поддержку ребенка
Для этого необходимо:
• Опираться на его сильные стороны.
• Избегать подчеркивания промахов.
• Показывать, что Вы довольны Вашими учениками.
• Уметь и хотеть демонстрировать внимательное отношение к каждому ученику
Вашего класса.
• Внести юмор во взаимоотношения с детьми.
• Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием.
• Уметь взаимодействовать с ребенком.
• Позволять ученику самому решать проблемы, где это возможно.
• Принимать индивидуальность каждого ребенка.
• Проявлять эмпатию и веру в учеников.
• Демонстрировать оптимизм.
Поддержать можно
посредством:
• отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд!»,
«продолжай»);
• высказываний («я горжусь тобой», «мне нравится, как ты работаешь», «я рада
твоей помощи», «все идет прекрасно»);
• прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка);
• совместных действий, физического участия (во время труда и отдыха);
• выражения лица (подмигивание, улыбка, кивок, смех).
Рекомендации школьного
психолога учителям-предметникам
• Учитывать трудности
адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа
подачи материала, терминологии.
• Учитывать, что высокий темп - одна из причин, мешающая пятиклассникам
усваивать материал.
• Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания,
ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения
домашнего задания.
• Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является
наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно
реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.
• Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика
что-то особенное.
• Создавать обстановку успеха.
• Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто
еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.
• Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, школьным
психологом и учителем начальной школы.
• Налаживать эмоциональный контакт с классом.
Рекомендации школьного
психолога родителям
• Понимать трудности, с
которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу, и, постепенно
приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке
к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос.
• Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать
выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все
необходимое для школы).
• Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и
классного руководителя.
• Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.
• Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение
ребенка к школе.
• Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от
учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем
воздухе и т. д.).
• Верить в своего ребенка, опираться не его реальные возможности, обеспечить
ему эмоциональный комфорт дома.
Особенности психического
развития школьника (10-11 лет)
Интеллектуальное
развитие:
• конкретно-операционная стадия когнитивного развития;
• способность к логическим рассуждениям;
• развитие теоретического мышления (мышление в понятиях);
• мышление несколько расширилось по направлению от конкретного к возможному, но
отправной точкой все, же должна оставаться реальность. Ребенок испытывает затруднения,
когда ему предлагают исходить в своих рассуждениях из какого-либо
гипотетического или противоречащего фактам предположения.
Психическое развитие:
• к концу младшего
школьного возраста у ребенка должны сформироваться такие новообразования, как
рефлексия, произвольность, саморегуляция;
• период кризиса самооценки. Резко возрастает количество негативных самооценок;
• мотивационный кризис. Смена социальной ситуации ведет к изменению внутренней
позиции ученика: недовольству собой, критичности в оценки результатов учебы,
снижению интереса и мотивации к учебе.
Физическое развитие:
• дети в этот возрастной период обладают, как правило, хорошим здоровьем. Спят
9-10 часов, хорошо засыпают, легко просыпаются;
• продолжается развитие костно-мышечной структуры тела. Однако мышцы уже
достаточно хорошо развиты. Движения становятся более координированными;
• продолжается формирование сердечнососудистой системы. Частота сердечных
сокращений достаточно устойчива;
• увеличивается скорость образования условных рефлексов, рефлексы и внимание
становятся более устойчивыми.
Социальная адаптация:
• кризис самооценки,
негативная Я-концепция зачастую влекут за собой плохую социальную адаптацию,
негативно отражаются на взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками
(конфликты, агрессивность);
• дружба воспринимается не в качестве источника взаимных удовольствий, а как
серия взаимодействий, происходящих в течение длительного периода. Основой
конфликтов представляются различия в личностных характеристиках.
Причины дезадаптации у
младших подростков
1. Пробелы в знаниях, несформированность
знаний, умений и навыков, соответствующих возрасту.
2. Несформированность коммуникативных навыков.
3. Недоразвитие психической сферы: отсутствие адекватной мотивации, низкая
самооценка, недостаточная сформированность рефлексии, саморегуляции,
теоретического мышления.
4. Профессиональная некомпетентность педагогов. Недостаточное понимание
трудностей адаптационного периода.
5. Эмоциональное неблагополучие.
6. Отсутствие преемственности в работе психологов и педагогов.
7. Плохое здоровье.
Пять ступеней, ведущих к
переориентированию негативного поведения
• Установите и сохраните отношения
взаимного уважения.
• Определите цель или причину негативного поведения подростка.
• Помогите подростку распознать свою ошибочную цель, не предъявляя ему никаких
обвинений.
• Создайте ученику такие условия, при которых негативное поведение станет
бессмысленным и неуместным.
• Поощрив ученика, предоставьте ему возможность:
• совершить полезный поступок и осознать свою значимость и достоинство;
• объединить его усилия с Вашими (или других учеников) и признать, что
совместным трудом можно добиться большего;
• принять участие в каком-нибудь мероприятии и признать, что личная
сопричастность способствует расширению круга интересов;
• сделать все от него зависящее, чтобы получать от
содеянного больше радости и удовольствия;
• научиться не только фиксировать свое внимание на определенных проблемах, но и
способствовать их дальнейшему преодолению.
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/10/24
|