Пятница, 2024.Апр.19, 20:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт МБОУ СШ №7 им. А.П. Гайдара


Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Статичные статьи сайта » в состав сайта

Почему дети лгут

почему дети лгут ?.

В числе нравственных устоев, свойственных всем народам с древних времён, нельзя не отметить скромность. Не надо считать себя выше другого человека, возноситься, хвастать.

С какого же возраста эти правила могут быть вводимы в поле зрения ребёнка?

С первых лет жизни. Осознаются они постепенно не в виде отвлеченных понятий, а в живых впечатлениях из окружающей жизни. Тут мало просто познакомить ребят с нормами нравственного поведения, важно строить в соответствии с ними всю их повседневную жизнь. Дети должны понять, что любое их слово и действие не безразлично для людей, а так или иначе касаются окружающих, что каждый их шаг, поступок – это испытание; С чем я? С добром или злом? Как поступить: добро совершить или зло?

С возрастом дети будут замечать внутри себя борьбу добра со злом, у них начнёт "говорить совесть”. Она, как строгий и неподкупный судья, оценивает все поступки и переживания человека. Если он поступил хорошо, то испытывает мир и спокойствие в душе. И, наоборот, после совершения нехорошего поступка чувствует угрызения совести. Совесть и есть основа общечеловеческой нравственности, из которой вытекают все правила поведения. Поэтому одно из главных призваний человека – исполнять свои человеческие обязанности перед своей совестью, работать над собой.

Уже две тысячи лет существуют изложенные в Библии духовные Законы, раскрывающие, как человек должен жить на Земле, что он должен делать и чего избегать.

В наше сложное время, когда общество испытывает острую нужду в таких общегуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, стоит вернуться к этим нравственным правилам, составляющим моральное достояние человеческой души.

Каждая нравственная заповедь может стать предметом отдельной беседы. Так, например, можно долго говорить о заповеди "Возлюби ближнего твоего”. Можно порассуждать с детьми о том, кто же этот ближний, которого нужно любить. Сосед? Одноклассник? Человек, с которым ты связан родственными узами? Да, но не только. Ближний – это человек, который находится в беде, которому нужна помощь. Человек живёт не для одного себя и не для своей только пользы, но прежде всего для пользы тех, кто возле него, для блага ближнего. Эта истина должна пониматься с детства.

О бережном отношении к человеку и ко всему живому говорит заповедь "Не убий”. Речь идёт не только о физическом убийстве, но и о злобе, гневе, ненависти.

Не трогать ничего чужого, не прятать, не завидовать тому, что есть у другого, нравственно совершенствоваться, стараться сделать себя лучше, чище, благороднее – вот чего требуют заповеди "Не укради”, "Не желай ничего чужого”.

Эта же беседа посвящена одному из важнейших нравственных правил: "Не лжесвидетельствуй”, то есть не лги, не занимайся сплетнями, пересудами, не говори зло ни о друге, ни о недруге. Ложь является злым пороком в человеке. Заповедь о бережном отношении к слову должна быть с детства укоренена в сознании ребёнка.

Всем известно, что не всегда дети говорят правду. Согласитесь, что существует множество различных случаев, когда вы уличали своего ребёнка в обмане.

Итак, почему же дети лгут? Почёму одни лгут меньше, другие – больше? Как вести себя родителям, если их дети лгут? Это очень важные вопросы, требующие знания психологии детей, мотивов их лжи. Разобраться в этой проблеме нам поможет книга американского психолога Пола Экмана, которая так и называется: "Почему дети лгут?”.

Для начала рассмотрим виды и мотивы лжи. Понятно, что не все дети лгут по одной и той же причине. Существует очень много мотивов детской лжи. Вот лишь некоторые из них, самые распространённые: избежание наказания, защита друзей от неприятностей, самозащита или защита другого человека, стремление вызвать интерес со стороны окружающих, желание не создавать неловкую ситуацию, избежание стыда.

Конечно же, данные мотивы не являются исключительно детскими, они встречаются и у взрослых, но на данный момент мы будем рассматривать их как детские. Считается, что чаще всего дети лгут потому, что хотят избежать наказания. Поэтому мы остановимся на этом мотиве лжи.

Раз ребёнок лжёт, боясь наказания, значит, это основано на его прошлых воспоминаниях о родительской реакции на какой-либо его проступок. Это говорит о том, что ребёнок боится своих родителей, боится того, как они поступят.

Поэтому ребёнок, не желая повторений прошлых родительских наказаний, вынужден солгать. Он считает, что только обман его может спасти. Родители же, чтобы ребёнок не испытывал чувства страха перед ними, не должны попадать под влияние своих первых вспышек гнева, возникающих при обнаружении того или иного проступка своего ребёнка. Тогда он будет более искренен и не будет бояться открыть родителям свой проступок. Но если всё же ребёнок лжёт, то родители должны принимать во внимание то, что именно он совершил, что он пытается утаить, и, безусловно, возраст ребёнка. Вот что следует иметь в виду:

– Ответственен ли ребёнок за то, что он сделал? Был ли поступок продиктован осознанным решением сделать нечто, не одобряемое родителями?

– Какой нанесён ущерб? Пострадали ли кто-либо или чьё-то имущество? Нарушен ли какой-то моральный принцип?

– Усугубила ли ложь ситуацию?

– Был бы ущерб меньше, если бы ребёнок не солгал?

Приведём два п р и м е р а:

1. Мальчик нечаянно уронил отцовский приёмник и, чтобы избежать наказания, скрыл это.

2. Мальчик в отсутствие родителей пригласил своих друзей к себе домой, намеренно скрыл это от родителей.

Два различных поступка – один совершён нечаянно, другой – сознательно. Большинство наверняка оценят проступок второго как более серьёзный, потому что он был совершён преднамеренно. Звать гостей его никто не заставлял, это не случилось само собой, он сам решил так поступить. Таким образом, первый мальчик не имел намере­ния совершить то, что он сделал, второй – имел.

С другой стороны, поступок первого нанёс ущерб, поступок же второго – нет. И всё же "гостеприимный хозяин” поступил хуже, так как намерение стоит больше нанесённого ущерба как в этом случае, так и в большинстве подобных. Ребёнок солгал не ради сокрытия случайной оплошности. Ложь с самого начала была частью его плана.

У обоих мальчиков могли быть и иные мотивы сокрытия правды, кроме как избежать наказания. Можно допустить, что раздосадованный отец первого ребёнка мог бы и не наказывать его, но наверняка бы разгневался. Таким образом, мотивом здесь послужила боязнь не только наказания и не столько наказания, сколько отцовского гнева.

Можно привести множество примеров детской лжи с различной мотивацией. Все они будут различны по своей сложности. И это только докажет, что родителям прежде всего следует выяснить мотивы, по которым дети лгут. Тогда будет легче принимать решение: как следует себя вести. Чтобы исключить поводы ко лжи у детей. Но выяснение мотивов – это ещё не решение всех проблем, свя­занных с ложью. Не менее важным является и понимание того, почему одни дети лгут чаще, другие – реже. Это зависит от многих факторов, играющих немалую роль в жизни детей: их интеллектуального развития, социальной приспособленности, семейного воспитания.

Учёными проводился эксперимент, и выявилось, что чем выше коэффициент интеллекта, тем ниже процент лжи. Иными словами: более способные и развитые дети лгут меньше. Сразу же возникает вопрос – почему? Предположим, что им это просто не нужно. Они знают, что обладают достаточными способностями, чтобы обходиться без плутовства.

Но другой проведённый эксперимент показал, что эти же одарённые дети стали бы лгать не меньше, чем их менее способные сверстники, в таких ситуациях, когда они не могли рассчитывать на свои способности, когда они в них сомневались. Существует и ещё одно предположение, что одарённые дети в большей степени способны предвидеть неприятности, связанные с разоблачением обмана. Третье предположение – одарённые дети умнее лгут. Их труднее уличить во лжи. Таким образом, следуя этой логике, можно допустить, что одарённые дети лгут даже больше. Общая связь интеллекта и лжи: не следует считать высокий интеллект гарантией честности. Если способности вашего ребёнка выше средних, это ещё не означает, что он не станет лгать и жульничать.

И в то же время, говоря о том, что менее способный ребёнок может вообще не лгать, следует признать – и это доказано учёными-психологами – что у таких детей предпосылок для лжи больше.

Но уровень интеллектуального развития не является показателем в том случае, если ребёнок в своей семье является свидетелем родительской лжи.

У родителей, которые часто лгут, да еще в присутствии детей, в большинстве случаев дети тоже становятся лжецами. Дурной пример, подаваемый родителями, не исчерпывается явной ложью. Она может быть такой незаметной, что родители даже не придают ей значения, часто случаи лжи настолько обыденны, что это становится нормой.

Мотивы лжи родителей те же, что были перечислены ранее, но ведь дети лгут по тем же самым причинам и в основном учатся этому дома. Кроме обычных примеров лжи, наблюдаемых детьми в семье, установлено и то, что дети-лжецы обычно испытывают недостаток родительского внимания.

Не вызывает сомнения тот факт, что родители имеют огромное влияние на своего ребёнка в плане формирования его убеждений, установок и таких черт, как лживость и склонность нарушать установленные правила.

Конечно, влияние родителей на ребёнка очень велико. Поэтому родители должны позаботиться о том, не подают ли они дурной пример ребёнку своей неискренностью.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок не лгал, то вам самим прежде всего придётся научиться каждый раз удерживаться от того самого маленького шага, с которого начинается большая ложь, то есть нужно учить детей и учиться самим не просто не лгать в больших масштабах, когда это может привести к нежелательным последствиям, но и даже не позволять себе небольшой неискренности с окружающими людьми, когда кажется, что это совсем ничего не значит.

А чтобы дети учились на примере своих честных родителей, надо прежде всего как можно больше времени проводить с детьми, общаться с ними. Таким образом, нет определённого ответа на вопрос о том, почему одни дети лгут больше, чем другие. Что играет большую роль: интеллект, личность, неприспособленность к жизни, родительское воспитание, друзья, особенности ситуации? Относительная роль перечисленных факторов зависит от возраста и от индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Несомненно, что все эти факторы занимают важное место в формировании у ребёнка отрицательного отношения ко лжи.

Почти всё, что касается детской лжи, претерпевает возрастные изменения, за исключением, пожалуй, частоты лжи. Осознание детьми понятия лжи, их отношение ко лжи как к злу, умение безнаказанно солгать – всё это изменяется по мере взросления детей. Особое значение имеют два возрастных этапа. В возрасте 3–4 лет ребёнок обретает способность пойти на обман. Именно тогда родителям следует применить некоторые воспитательные меры против лжи.

Другой критический этап – подростковый возраст. Неискренность и подверженность влиянию друзей достигают своего пика. Многое зависит от того, насколько родители подростка считаются с его стремлением к личной независимости и способны позволить ему расширить сферу своей ответственности в новых условиях жизни.

Таким образом, существуют возрастные особенности детской лжи. Все лгут по-разному, в зависимости от возраста. И поэтому, проводя работу с детьми, нужно обязательно учитывать их возрастные особенности,

Итак, как же нужно поступать родителям, когда их дети лгут? Первое, о чём надо задуматься, – насколько честны они сами. Ложь, порождённая незначительными бытовыми обстоятельствами, для самих взрослых проходит незаметно, но дети склонны расценивать её как настоящую.

Родители выступают главным образцом для подражания, порой превосходя в этой роли даже авторитетного учителя. Искренность детей решающим образом определяется отношением их родителей ко лжи. Родители должны отдавать себе отчёт, как часто и каким образом они обманывают своих детей.

И вообще, родители должны как можно реже быть неискренними со своими детьми. Кроме того, они не должны вынуждать своих детей говорить неправду. Например, если ребёнок не хочет что-то рассказывать, а родители давят на него, подталкивая сказать то, чего не было на самом деле. И чтобы не возникало таких ситуаций, когда родители хотят, чтобы ребёнок делился с ними всем, что с ним происходит, а ребёнок пытается что-то скрыть, нужно в семье налаживать отношения, основанные на доверии друг к другу.

Создать такие отношения – это главное, что могут сделать родители, желающие видеть своих детей честными. Но такие отношения не возникают в результате нравоучения, а зарождаются с самого начала общения родителей и детей.

Ребёнок вырастет честным, если мы постоянно будем демонстрировать ему полное доверие. Как же родителям добиться взаимного доверия?

Прежде всего, его нужно заслужить. Родитель, который сам частенько обманывает ребёнка, не сдерживает своих обещаний, едва ли может надеяться, что ребёнок станет вести себя иначе. Кроме того, уже в младшем возрасте ребёнок ощущает гордость и уверенность в себе, когда родители дают понять, что доверяют ему.

Родительская же подозрительность не способствует искренности детей. Даже если ребёнок попался на явной лжи, это не должно стать концом доверия. Родитель должен сказать, что хотя обман и повлияет на доверительность их отношений, но единичная ложь всё же простительна. Если ложь примет хронический характер, то ребёнок сам пострадает от последствий утраты доверия. Это может стать серьёзным поводом для того, чтобы ребёнок задумался над тем, стоит ли лгать.

Дети, растущие в атмосфере недоверия, могут не воспринимать утрату доверия как серьёзное последствие лжи. Особенно если дети воспитываются под страхом наказания, они остаются на низшем уровне морального развития, расценивая ложь как средство избежать "воспитательной меры”. Они едва ли достигнут высоких степеней морального развития, позволяющих оценивать своё поведение на основе общечеловеческой нравственной позиции.

 

Категория: в состав сайта | Добавил: Informatik (2013.Мар.29)
Просмотров: 954
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Эмблема
Наш адрес
Наш адрес
г. Арзамас, ул. Нижегородская 3а
Телефон:(883147)71907
e-mail: s7_arz@mail.52gov.ru
Интернет-проекты
Полезные ссылки
Баннеры

Copyright Skola7 © 2024