В основе гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД). Как
подчеркивает Захаров А. И., ММД сопровождается такими поведенческими
проявлениями, как повышенная возбудимость, непоседливость, разбросанность,
расторможенность, отсутствие сдерживающих начал, чувство вины и переживания.
Про таких детей иногда говорят, что они «без тормозов».
Поскольку своевременно не выявленная гиперактивность в дальнейшем может стать
причиной школьной неуспеваемости, проявления неадекватного поведения,
желательно обращать особое внимание на детей раннего возраста,
демонстрирующих признаки этого синдрома. Таких детей необходимо как можно
раньше направить к врачу для постановки диагноза и начала лечения. В
зависимости от особенностей ребенка врач может порекомендовать ему либо
сбалансированное питание, либо витаминотерапию, либо медикаментозное лечение.
Однако в работе с гиперактивным ребенком необходимо применение комплексного
подхода, так как только медицинская помощь не сможет адаптировать ребенка к
окружающим условиям, привить ему социальные навыки.
В. Оклендер в работе с гиперактивными детьми рекомендует
использовать два основные приема: сглаживание напряжения и следование за
интересами ребенка.
Снять напряжение ребенку помогают занятия с глиной, песком, водой, рисование
с помощью пальцев. Кроме того, взрослый может следовать за интересами
ребенка, наблюдая, что его увлекает в данный момент, что притягивает его
интерес. Например, если ребенок подходит к окну, взрослый делает это вместе с
ним, пытается определить, на каком предмете остановился взгляд ребенка, и
старается удержать внимание малыша на этом предмете, подробно описывая детали
предмета.
Р. Кэмпбелл считает, что основными ошибками взрослых при
воспитании гиперактивного ребенка являются:
• недостаток эмоционального внимания, подменяемого медицинским уходом;
• недостаток твердости и контроля в воспитании;
• неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.
Как правило, гиперактивный ребенок проявляет признаки гиперактивности в
гораздо меньшей степени, если он взаимодействует один на один со взрослым,
особенно в том случае, когда между ними налажен эмоциональный контакт. «Когда
таким детям уделяют внимание, слушают их и они начинают чувствовать, что их
воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы
своей гиперактивности»
Коррекционную работу с такими детьми можно проводить в рамках игровой
терапии.
Как отмечалось выше, этим детям полезна работа с песком, с крупой, с
водой, с глиной. Так как гиперактивные дети не всегда воспринимают границы
дозволенного, следует обратить особое внимание на ограничения и запреты, вводимые
в процессе занятий с ребенком. Их следует делать спокойным, но вместе с тем
уверенным тоном, обязательно предоставляя ребенку альтернативные способы
удовлетворения его потребностей. Например: «Выливать воду на пол нельзя, но
если ты хочешь купать куклу, давай мы посадим ее в таз».
В работе с гиперактивным ребенком неоценимую помощь оказывают релаксационные
упражнения и упражнения на телесный контакт, они способствуют лучшему
осознанию малышом своего тела, а впоследствии помогают ему осуществлять двигательный
контроль.
Иногда гиперактивность сопровождается еще и вспышками агрессии, вызванными
постоянным недовольством окружающих и огромным количеством замечаний и
окриков.
Родителям необходимо наблюдать и активно включаться в игру ребенка, благодаря
этому возникает лучшее взаимопонимание между родителями и ребенком.
Прежде всего, родителям гиперактивного ребенка следует понять, что ребенок ни
в чем не виноват и что бесконечные замечания и одергивания ребенка приведут
не к послушанию, а к обострению поведенческих проявлений гиперактивности.
Родителям нужно научиться сдерживать бесконечный поток замечаний. Для этого
мама и/или папа (или другие близкие люди) могут в течение дня записывать все
замечания, которые были сделаны ребенку. Вечером вся семья зачитывает список
и обсуждает, какие из замечаний можно было не делать, отмечая те из них,
которые привели к усилению деструктивного поведения ребенка.
Многие родители жалуются, что их дети — «с мотором», никогда не устают,
чем бы они ни занимались. На самом деле это не так: излишняя активность
ребенка после эмоционального перенапряжения, непоседливость могут быть
проявлениями общей ослабленности мозга. Поэтому родителям необходимо строить
распорядок дня таким образом, чтобы не перегружать ребенка.
Одним из важнейших условий при взаимодействии с ребенком является соблюдение
четкого распорядка дня. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок
должен ложиться спать в строго определенное время. Его необходимо оградить от
длительного просмотра телевизионных передач, особенно перед сном. Как
правило, гиперактивный ребенок мало и беспокойно спит, поэтому родителям
желательно вечером, перед сном, погулять с малышом, заняться чем-нибудь
спокойным.
Родители гиперактивного ребенка вынуждены в целях безопасности малыша
устанавливать определенные запреты. Этих запретов должно быть совсем немного,
и они должны быть четко и кратко сформулированы. Если инструкции, обращенные
к дошкольникам и младшим школьникам, должны содержать не более 10 слов, то
для детей раннего возраста они должны быть в 1,5—2 раза короче. Запрет же
может состоять всего из 1—2 слов, например «горячо, утюг».
Гиперактивные дети в силу своей импульсивности не могут долго ждать.
Поэтому все поощрения, обещанные ребенку взрослыми, надо предоставлять им
сразу. Иначе ребенок будет ежеминутно напоминать родителям об их обещании,
что может вызвать ответную негативную реакцию со стороны взрослых.
Так как гиперактивному ребенку трудно контролировать свое поведение, нельзя
от него требовать одновременно быть внимательным, неподвижно сидеть и не
перебивать взрослого. Так, во время чтения сказки взрослый может дать ребенку
возможность занять свои руки игрушкой, вставлять реплики.
Гиперактивные дети, в связи со своими индивидуальными особенностями, не
всегда адекватно воспринимают родительскую любовь. Поэтому им в большей
степени, чем другим, необходима уверенность в безусловной родительской любви.
Шпаргалка для
взрослых или правила работы с гиперактивными детьми
1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать
физкультминутки.
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство
успеха.
6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения,
поглаживания).
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!
Если родители едут со своим ребенком в музей, театр или в гости, они
должны заранее объяснить ему правила поведения. Например: "Когда мы выйдем из
дома, ты должен дать мне руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу. Если
ты все сделаешь правильно, я дам тебе жетон. Когда мы сядем в автобус...” и
т.д. Затем определенное количество полученных за правильное поведение жетонов
можно будет обменивать на приз (конфету, игрушку и т.д.). Если ребенок будет
очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить.
Пусть он чувствует себя успешным.
|