Физическое развитие
В старшем школьном возрасте происходят
существенные изменения, кульминацией которых является физическая и половая
зрелость. У мальчиков и девочек эти изменения включают в себя быстрый рост,
развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков.
Изменения, происходящие с телом, влекут за собой серьезные изменения Я-концепции.
Юноши и девушки одновременно испытывают интерес, восхищение и тревогу по поводу
изменений, происходящих с их телами. Они постоянно сравнивают свое тело с
культурным эталоном. Рано созревающие мальчики получают определенное
преимущество по сравнению с поздно созревающими, в то время как для девочек
раннее созревание имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Дифференциация половых признаков (телесных, поведенческих и
характерологических) и ролей, а также оценка своего соответствия подразумеваемым
(и часто нереалистическим) эталонам маскулинности и фемининности составляет
один из основных стержней юношеского сознания и самосознания. Мальчики тяжело
переживают свое отставание от сверстников в росте или появлении вторичных
половых признаков и наличие у себя черт характера, которые кажутся им
«немужскими». И юноши и девушки весьма озабочены собственной внешностью.
Половые различия и связанные с ними представления о том, как должны вести себя
«настоящий юноша» и «настоящая девушка», нередко гипертрофируются.
Психологические различия между полами, измеренные с помощью специальных тестов,
в этом возрасте максимальны.
Познавательные процессы. Интеллект
В юношеском возрасте формируется индивидуальный
стиль умственной деятельности – индивидуально своеобразная система средств, к
которым сознательно или стихийно прибегает человек для восприятия,
приобретения, запоминания, накопления, переработки информации. Стиль мышления зависит от типа нервной системы.
Старшеклассники с инертной НС (медлительные) учатся хуже, но недостатки НС
могут компенсироваться чётким планированием и контролем своей деятельности.
Когнитивные изменения в старшем школьном возрасте
характеризуются развитием абстрактного мышления. Этот тип мышления необходим для
абстрактных умозаключений, не привязанных к существующим в данный момент
конкретным внешним условиям, юноши и девушки могут размышлять о своих
собственных мыслительных процессах и о мышлении других людей. Готовность часами
говорить об отвлечённых понятиях, о которых часто ничего не знают, так как
абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности.
Склонность к абстрактному мышлению более характерна для юношей, широта их
интеллектуальных интересов часто сочетается с разбросанностью, отсутствием
системы. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и умственных
способностей. Юноши
и девушки приобретают склонность к самоанализу и самокритике, что приводит к
появлению у них своеобразной формы эгоцентризма: некоторым кажется, что они
постоянно выступают перед воображаемой аудиторией, что другие люди постоянно
обращают на них свое критическое внимание.
Креативность – стремление к созданию чего – то
нового. Развитию творческого мышления способствует поиск нескольких верных
решений одной и той же проблемы. Творческие люди обладают развитым чувством индивидуальности,
наличием спонтанных реакций, стремятся опираться только на собственные силы,
хотят работать самостоятельно. Они уверены в себе, уравновешенны, напористы.
Однако многое в развитии креативности зависит от окружения юноши или девушки.
С возрастом увеличивается объём внимания, но
оно становится более избирательным, в соответствии с интересами старшего
школьника.
Учёба в школе
Как правило, старшеклассники попадают в новый
коллектив: они часто переходят в так называемые профильные классы
(гуманитарный, математический и др.) или поступают в другие школы. В любом
случае школьник оказывается в новом для себя обществе сверстников и учителей.
Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым
условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы родители
увидели, насколько важна для их ребенка проблема вхождения в новый коллектив, и
оказали ему психологическую поддержку.
В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся.
Слабоуспевающие ученики обычно покидают школу после девятого класса, требования
педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Поэтому родители
десятиклассников должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные
оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником, а
бывший твердый «четверочник» — неуспевающим.
Особенно часто это случается тогда, когда ребенок по настоянию взрослых
поступает в престижное учебное заведение с усложненной программой, где критерии
оценки его знаний и способностей иные, чем в «родной» школе. Плохие отметки (с
точки зрения самого учащегося, т.е. более низкие, чем он привык получать) могут
привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении
ребенка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и
агрессивным.
Нередко встречающаяся в десятом классе проблема
— ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого и перед
выпускным одиннадцатым классом. Школьник чувствует себя уставшим от серьезных
экзаменов и важных решений о своем будущем. Безусловно, школьникам необходима
передышка. Более того, родители тоже могут воспользоваться возможностью
проводить больше времени с детьми и помочь им восстановить и накопить силы.
Однако есть и большая опасность — можно, не желая того, позволить ребенку
основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и
драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.
Отношения с взрослыми
Общение старшеклассников становится более
избирательным, меняется соотношение значимых других. Старшеклассники обладают
уже весьма высокой степенью автономии от старших, прежде всего родителей и
учителей, и покушение на эту автономию часто вызывает конфликты. Во многих
вопросах, особенно в том, что касается досуга, моды, художественных вкусов, они
больше ориентируются на мнение сверстников. Это не означает, что старшие вообще
теряют авторитет; в наиболее серьезных вопросах (выбор профессии,
мировоззренческое самоопределение, поведение в сложных ситуациях) влияние
родителей большей частью перевешивает влияние сверстников. Однако взрослым
приходится доказывать свою правоту не авторитарно, а апеллируя к рациональным
доводам.
Общение
Принадлежность к определенной социальной группе
и собственное положение в ней чрезвычайно важны для старших школьников. Важную
роль играют неформальные группы общения, как правило — разновозрастные и
подчиненные нормам специфической юношеской субкультуры. В силу известной
конформности юношеского возраста, для которого групповое «мы» часто
авторитетнее всех прочих мнений, лидеры таких групп оказывают сильное влияние
на подростков, особенно так называемых трудных, которые в школе чувствуют себя
изолированными и непризнанными. Огромное значение, наряду с разветвленными
товарищескими отношениями, в юности имеет дружба. Юношеская дружба большей
частью бывает однополой, а ее свойства, в том числе устойчивость, зависят от
индивидуальных особенностей и потребностей участников. Отсутствие друзей
переживается в этом возрасте весьма болезненно и воспринимается как личный
недостаток.
Самосознание
Общая тенденция старшего школьного возраста —
рост самостоятельности и самосознания, открытие своего Я. Она тесно связана с
изменениями деятельности и закономерностями умственного развития в этом
возрасте. По сравнению с подростковым юношеское самосознание более психологично
и обращено вовнутрь. Юноши и девушки остро чувствуют свою индивидуальность и
всячески подчеркивают отличие от окружающих.. Старший школьный возраст — время
активного мировоззренческого поиска, своеобразным фокусом которого становится
проблема смысла жизни. Потребность в точно сформулированном ответе на вопрос об
общем смысле человеческого бытия и своего Расширяется их временная перспектива
в прошлое, и особенно в будущее: если у подростков наибольшую озабоченность
вызывает свое наличное Я (какой я сейчас), в частности образ своего тела и
внешности, то юноши больше думают о своем возможном Я; их самосознание тесно
связано с социальным самоопределением, формированием жизненных собственного
существования сочетается со своеобразным планированием дальнейшей жизни,
определением ее целей, способов их достижения. Решается не только «кем быть»,
но и «каким быть», утверждается мир нравственных понятий. Частью разрешения кризиса
идентичности является
приобретение личных моральных норм.
Как помочь своему ребёнку.
Конечно, в этом возрасте крайне нежелательно
вмешиваться во взаимоотношения ребенка со сверстниками, приходить в школу или
выяснять отношения с родителями других учеников (исключение составляют только
самые крайние случаи, когда у родителей есть основания для серьезных опасений).
Родители, заметившие, что их ребенок стал более раздражительным (или более
мрачным и апатичным), чем раньше, должны помочь ему справиться с трудностями в
учебе. Для этого прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями он
столкнулся, какие предметы сложнее всего даются. Затем постараться объяснить,
что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям.
Ведь ребенку кажется несправедливым, что за сочинения, например, по литературе
учащемуся в средней школе ставили «отлично», а теперь «хорошо» или
«удовлетворительно».Нужно вместе с ребенком проанализировать те замечания,
которые делают педагоги, и сформулировать новые параметры оценки успеваемости,
уточнив, каким условиям должны отвечать его письменные и устные работы,
рефераты, доклады. Возможно, для этого понадобится консультация учителя
(желательно, чтобы ее получил сам школьник, а не его родители). Нужно помочь
ребенку выполнить несколько заданий в соответствии с установленными правилами.
Обучение в старшей школе увеличивает учебную
нагрузку на школьника. Важно помочь грамотно распределить своё время на учёбу, внеучебные
дела, отдых, полноценный сон.
Свои представления о том, как правильно строить
жизнь, родители пытаются навязать ребенку. Они часто забывают, что сами, будучи
подростками, не всегда вели себя идеально (в том числе с точки зрения их
собственных родителей).
Для того чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него
свои опасения в обычной беседе, объяснить, что именно в поведении ребенка
заставляет вас беспокоиться. Расскажите ребенку о том, что интересовало вас в
его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделайте это
спокойно, не поучая и не раздражаясь. Хорошо ориентироваться в явлениях,
составляющих так называемую молодежную субкультуру, очень важно для ребенка в
этом возрасте. Нередко бывает, что родители уже заранее уверены: все, что
занимает подростка, — сплошные глупости. Только присмотревшись и, конечно, вспомнив
собственные отроческие годы, взрослый может понять, что для уверенности в себе
ребенку необходимо знать, чем живут его сверстники.
Если тот стиль в одежде или в макияже, который выбрал ваш ребенок, не нравится
вам, ни в коем случае нельзя его ругать, запрещать ему так одеваться или
насмехаться над ним. Поговорите, объясните, что вам кажется неподходящим, и
предложите, что именно и как изменить.
Юноши и девушки охотно используют время обучения в десятом классе для общения с
друзьями и для разнообразных внешкольных занятий. Школьники проводят все больше
времени вне дома, поздно возвращаются, реже, чем раньше, приглашают друзей к
себе.
Родители должны объяснить ребенку, что они волнуются за него, но ни в коем
случае не выдвигать необоснованных требований: «всегда быть дома в 20 часов и
точка». Любое требование должно быть разумным и аргументированным.
Помощь в выборе профессии
В десятом классе школьник должен окончательно
определиться, будет ли он поступать в вуз после окончания школы. Если принято
положительное решение, надо сформулировать конкретные шаги, которые следует
предпринять для поступления, и начать готовиться к экзаменам.
Первый шаг — выбрать конкретное учебное заведение, в котором хочет учиться
школьник. Желательно подготовить «запасные варианты», т.е. наметить два-три
подходящих вуза, в которых совпадают сдаваемые предметы и экзамены проходят в
разное время. При помощи Интернета можно найти координаты этих учебных
заведений и ознакомиться с условиями приема.
Если есть такая возможность, то именно в десятом классе необходимо посетить
День открытых дверей выбранного высшего учебного заведения. Во-первых, там
можно получить наиболее полную информацию, задать все интересующие вопросы и
купить справочную литературу. Во-вторых, для школьника очень полезно побывать
(желательно не один раз) в том здании, где ему предстоит сдавать экзамены,
сориентироваться там, выяснить, как лучше добираться, сколько на это требуется
времени. В таком случае внешние факторы не будут для него стрессовыми, ведь он окажется
в уже знакомой обстановке.
В одиннадцатом классе также имеет смысл посетить День открытых дверей, так как
иногда условия поступления меняются, например добавляются новые экзамены.
Родители и педагоги обычно в состоянии оценить знания ребенка по тому или иному
предмету, необходимому для поступления в вуз. По самому «хромающему» из них
надо начинать подготовку именно в десятом классе.
Родители могут помочь школьнику познакомиться с содержанием той специальности,
которую он выбирает. Для этого надо найти кружок, клуб (в идеальном варианте —
организованный при вузе, в котором можно получить выбранную профессию), где
старшеклассников знакомят с азами того или иного дела.
Именно в десятом классе такие занятия будут своевременными, ведь у подростка
сейчас есть последняя возможность поменять свое решение. В одиннадцатом классе
график школьника станет более напряженным, начнется серьезная подготовка к
выпускным и вступительным экзаменам.