Как определить готовность ребёнка к школе
Наиболее значимым для ребёнка 7 лет является новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:
- хорошее физическое развитие ребёнка;
- развитый физический слух;
- развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
- нормальное функционирование ЦНС;
- владение знаниями и представлениями об окружающем мире( пространство, время, счётные операции);
- произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
- познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
- коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. Перечислим их.
- Сформированность звуковой стороны речи. Ребёнок должен владеть правильным, чётким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
- Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать( дифференцировать звуки родного языка).
- Готовность к звуко- буквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный звук из состава слова; анализ гласных из трёх звуков ( типа АУИ); анализ обратного слога ( типа АП); слышать и выделять первый и последний звук в слове и т. д. дети должны знать и правильно употреблять термины « звук», «слог, «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый , мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
- Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно- ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами ( меховая, меховой), образовывать прилагательные от существительных.
- Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ.
Наличие у первоклассников отклонений в фонематическом и лексико- грамматическом развитии ведёт к проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. |