Многие родители считают, что конфликты при воспитании подростка неизбежны.
Действительно, подростковый возраст характеризуется рядом психологических особенностей, которые ставят перед родителями новые воспитательные задачи. Но эти особенности не обязательно влекут за собой отрицательные формы поведения подростков и конфликтность их отношений со взрослыми.
Все зависит от конкретных условий жизни и воспитания. При этом родителям необходимо помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их. Конфликт между подростками и родителями может возникать из-за отсутствия согласия, а также как следствие противоречий и разногласий между сторонами из-за несовпадения интересов, взглядов, установок, стремлений.
На протяжении всего подросткового возраста потребность подростков заключается в том, чтобы взрослые, особенно родители, признали их равноправными партнерами в обществе. Но именно эта потребность часто оказывается фрустированной, поэтому порождает между подростками и родителями многочисленные и разнообразные конфликты, проявляющиеся как отрицательные формы поведения у подростков. Чаще всего отмечаются грубость, упрямство, негативизм, противопоставление себя взрослым. Как правило, это связано со стремлением к самостоятельности, не встречающим поддержки со стороны родителей.
Подростки хотят, чтобы считались с их мнением, желаниями, настроениями. Они не переносят недоверия, пренебрежительного тона, насмешек, нотаций, особенно в присутствии друзей. Подростки восстают против излишней опеки и нежностей, а грубость со стороны подростка является своеобразной формой борьбы за свою самостоятельность, за утверждение своей взрослости как в собственных глазах, так и в глазах окружающих.
Следует бережно, с пониманием относится к внутреннему миру подростка, его переживаниям, увлечениям. Умейте выслушать подростка, согласиться с ним, если он прав, переубедить, если ошибается. Требования, предъявляемые подростку, должны быть разумно аргументированы.
Выбор воспитательных воздействий, средств поощрения и наказания должен определять замечательной формулой, предложенной А.С.Макаренко: «Как можно больше требований к человеку, но и как можно больше уважения к нему». Применительно к подростковому возрасту особенно важна вторая часть этой формулы, так как родители нередко забывают о ней. Уважение к личности подростка делает вас действительно нужным своему ребенку.
К сожалению, некоторые родители понимают это только так: обеспечить материально, дать образование, оградить от неприятностей. Но быть нужным – это значит и разделить с ним его тревоги и сомнения, его радость и печали; это значит быть всегда «настроенным на его волну», чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций. Это значит, что подросток всегда будет чувствовать так необходимую ему в это время свободу и самостоятельность, уважение и доверие.
Помочь подростку взрослеть – это значит научить его анализировать поступки и отношения людей, разбираться в мотивах поведения, в причинах и следствиях поступков не только окружающих его людей, но и в своих собственных. |