В
2011-2012 учебном году на базе МБОУ СОШ №7 им. А.П. Гайдара продолжила
работу опытно-экспериментальная площадка
ФГБОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П.
Гайдара» по теме «Моделирование сетевого Интернет-взаимодействия педагогов, обучающихся
и их родителей в процессе преподавания обществоведческих дисциплин»,
руководителем которой является заместитель декана историко-филологического факультета, кандидат исторических наук Зотов С.А.
Цель эксперимента: создание
организационно-педагогических условий для развития и постоянной поддержки
взаимодействия педагогов, обучающихся и родителей в процессе учебно-познавательной
и практико-ориентированной деятельности через организацию сетевого
Интернет-взаимодействия.
Гипотеза эксперимента: процесс преподавания
обществоведческих дисциплин будет эффективным при условии:
·
активного
включения всех участников образовательного процесса в сетевое взаимодействие с
использованием Интернет-технологий, обеспечивающее взаимообучение,
взаимопомощь, сотворчество;
·
непрерывного
повышения квалификации педагогов в области ИКТ, освоение ими социальных
сервисов Web-2.0
·
индивидуализации
траекторий личностного развития;
·
организации
проектной деятельности субъектов образовательного процесса в сети Интернет как
одной из эффективных форм сетевого взаимодействия.
По итогам 2011-2012
учебного года были определены следующие задачи работы опытно-экспериментальной
площадки на 2011-2012 учебный год:
·
расширить
модель диалогового виртуального взаимодействия учителей, учащихся и родителей,
подключив школу к Единой образовательной сети «Дневник.ру»;
·
продолжить
работу по привлечению широкого круга учащихся школы и их родителей к
продуктивному использованию сетевых ресурсов, к участию их в сетевых
образовательных проектах;
·
способствовать росту профессионального мастерства
коллектива учителей города Арзамаса через эффективную работу информационного
сообщества учителей-практиков «АИСТ»;
·
инициировать
образовательно-воспитательный Интернет-проект «Страницы истории листая…
Юбилейные даты 2012 года»;
·
продолжить
работу по оказанию консультационной помощи в овладении коммуникационными
технологиями и социальными сервисами сети Интернет, знакомству педагогов,
учащихся, родителей с возможностями технологии Web 2.0, скайп-технологиями.
В ходе работы
опытно-экспериментальной площадки использовались основные методы исследования:
·
методы
сбора информации: наблюдение, опрос, анкетирование, работа со специальной
литературой;
·
аналитико-синтетическая
обработка информации: анализ документов, статистический метод, обобщение;
·
эксперимент.
Основными результатами исследования, полученными в 2011-2012 учебном году, являются:
Направление
деятельности
|
Результативность
проведенных мероприятий
|
Обновление пакета
нормативных и организационно-методических документов, регламентирующих
инновационную деятельность образовательного учреждения
|
Разработаны:
- Положение о ведении электронных классных журналов и
дневников обучающихся МБОУ СОШ №7 им.А.П. Гайдара (утверждено приказом МБОУ
СОШ №7 от 30.12.2011 №288)
- Положение о творческой группе (утверждено приказом МБОУ
СОШ №7 от 16.01.2012 №11)
- Положение об инновационной деятельности (утверждено приказом
МБОУ СОШ №7 от 16.01.2012 №12).
Изданы приказы:
- «Об организации деятельности опытно-экспериментальной
площадки ФГБОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им.
А.П. Гайдара» от 05.09.2011 № 156
- «Об обеспечении ведения официального сайта МОУ СОШ №7
им. А.П. Гайдара в сети Интернет» от 12.02.2011 № 31
- «Об организации работы официального школьного сайта» от
08.09.2011 №162
- «О назначении администратора официального школьного
сайта» от 08.09.2011 №163
- «Об установлении ответственности за достоверность и
своевременность предоставляемой информации» от 08.09.2011 №164
- «О внесении изменений в Положение о доступе к сети
Интернет в компьютерных классах» от 02.04.2012
Имеется
Соглашение №1/52-52 от 22.06.2011 с ООО «Дневник.ру» о
предоставлении услуг подключения к Системе, услуги службы технической
поддержки, права применения любого набора Сервисов Системы
|
Расширение границ
профессионального общения
|
Организация деятельности виртуального сообщества учителей
обществоведческих дисциплин города Арзамаса «АИСТ» («Арзамасский ИСТорик»)
http://letopisi.ru/index.php/Виртуальное_методическое_объединение_учителей_истории_города_Арзамаса_Нижегородской_области
Созданы и действуют
- виртуальный методический кабинет МБОУ СОШ №7 им.
А.П.Гайдара г. Арзамаса
http://letopisi.ru/index.php/Виртуальный_методический_кабинет_школы_№_7_города_Арзамаса_Нижегородской_области
- виртуальное
школьное методическое объединение учителей гуманитарного цикла
http://letopisi.ru/index.php/Методическое_объединение_учителей_гуманитарного_цикла_школы_№7_города_Арзамаса
- виртуальное
школьное методическое объединение учителей эстетического воспитания и
художественного образования
http://letopisi.ru/index.php/Методическое_объединение_учителей_предметов_эстетического_цикла_школы_№7_города_Арзамаса
Вновь создано
Виртуальное методическое объединение учителей биологии
"БАРС" - Биологи АРзамаСа
http://letopisi.ru/index.php/Виртуальное_методическое_объединение_учителей_биологии_города_Арзамаса_Нижегородской_области
Обновлены электронные портфолио:
Поляковой Е.Н., учителя истории
высшей квалификационной категории
http://letopisi.ru/index.php/Портфолио_учителя_истории_Поляковой_Елены_Николаевны
Крюковой Т.А., учителя
изобразительного искусства, информатики и ИКТ высшей квалификационной
категории
http://letopisi.ru/index.php/Портфолио_Крюковой_Татьяны_Анатольевны
Рыбаковой Н.А., учителя математики
высшей квалификационной категории
http://letopisi.ru/index.php/Портфолио_учителя_математики_Рыбаковой_Натальи_Александровны
Блохиной Г.Г.,
учителя биологии высшей квалификационной категории http://letopisi.ru/index.php/Портфолио_учителя_биологии_Блохиной_Галины_Геннадьевна
Сообщество «МБОУ школа №7 им. А.П.Гайдара» на
образовательном портале ПроШколу.ru http://www.proshkolu.ru/org/7-im-gaydara/
Интернет-ресурсы, используемые педагогами школы:
«Клуб Историки В Интернете» (КИВИ) http://www.openklass.ru
форум «Историчка» http://forum.istorichka.ru
клуб учителей истории http://www.proshkolu.ru/club/historians
клуб школьных музеев http://www.proshkolu.ru/user/poljakova7/file/1266113/
клуб учителей ИЗО и МХК http://www.proshkolu.ru/club/izo/
клуб учителей биологии http://www.proshkolu.ru/club/biology/
Профессиональное сообщество педагогов «Методисты» http://metodisty.ru/
Образовательный
сайт Pedsovet.su http://pedsovet.su
|
Использование новых
форм сетевой активности, объединяющих всех участников образовательного
процесса.
Создание
действующей инфраструктуры, обеспечивающей
оперативной и содержательной информацией всех участников образовательного
процесса
|
Осуществляется
совершенствование структуры и содержания официального сайта МБОУ СОШ №7 им.
А.П.Гайдара http://arz-skola7.3dn.ru/
Действует
родительский Интернет-клуб «ШИК – школьный Интернет-клуб для родителей» для
привлечения родителей к продуктивному использованию сетевых ресурсов, к
участию их в сетевых образовательных проектах. http://clubshik.ucoz.ru/
Продолжают работу мобильные сайты классов:
http://arz-sk7klass1a.3dn.ru/
http://letopisi.ru/index.php/Школа_7_города_Арзамаса_Нижегородской_области/3-А_класс_2011-2012
http://letopisi.ru/index.php/Школа_7_города_Арзамаса_Нижегородской_области/3-Б_класс_2011-2012
http://letopisi.ru/index.php/Школа_7_города_Арзамаса_Нижегородской_области/5-А_класс_2011-2012
http://letopisi.ru/index.php/Школа_7_города_Арзамаса_Нижегородской_области/5-Б_класс_2011-2012
http://letopisi.ru/index.php/Школа_7_города_Арзамаса_Нижегородской_области/6-А_класс_2011-2012
http://letopisi.ru/index.php/Школа_7_города_Арзамаса_Нижегородской_области/6-Б_класс_2011-2012
http://letopisi.ru/index.php/Школа_7_города_Арзамаса_Нижегородской_области/5-А_класс_2009-2010
http://letopisi.ru/index.php/Школа_7_города_Арзамаса_Нижегородской_области/7-Б_класс_2011-2012#
http://letopisi.ru/index.php/Школа_7_города_Арзамаса_Нижегородской_области/10-А_класс_2011-2012
Участие в Интернет-проектах:
1. Команда 7-8 классов участвовала в региональном сетевом
Интернет-проекте «По следам Нижегородского ополчения» на сайте Летописи.ру
http://letopisi.ru/index.php/Сетевой_проект_По_следам_Нижегородского_ополчения
2. Обучающиеся 8А класса стали участниками регионального
интерактивного Интернет-конкурса творческих работ учащихся "Корни истории уходят в
будущее", посвященном году
российской истории https://sites.google.com/site/korniistorii/home
3. Ученики 7, 10 классов участвовали в региональном Интернет-конкурсе
творческих работ учащихся в форме плаката
"Я - гражданин электронного общества". Ученик 10 класса
Блохин Сергей, занял 3 место в номинации традиционный плакат. https://sites.google.com/site/regionnirokonkurs2/home
4. Команда школы «БИООС»
участвовала в «Экомарафоне-2012» на сайте Международного Детского
Компьютерного Центра ИПС РАН (Институт программных систем), Ассоциированной
школы ЮНЕСКО http://www.botik.ru/ICCC/NewPage/ICCCpageRus/Projects/DOOE-12/index.html
(номер команды id022)
5. «Лицо школы» на Летописях.ру
http://letopisi.ru/index.php/Школа_№_7_им._А.П._Гайдара_г.Арзамаса_Нижегородской_области
Участники эксперимента инициировали
Школьный сетевой Интернет-проект "Страницы истории
листая... Юбилейные даты 2012 года",
посвященного году Российской истории, в котором приняли
участие 14 команд, в числе которых 96 обучающихся 5-11 классов и 14
педагогов.
http://letopisi.ru/index.php/Интернет_проект_Страницы_истории_листая
|
Внедрение системы
электронных дневников «Дневник.ру»
|
Проведены следующие мероприятия по подключению МОУ СОШ №7
им. А.П.Гайдара к единой образовательной сети Дневник.ру:
•
редактирование персон персональной базы школы (перевод
обучающихся в следующий класс, исключение из списков обучающихся);
•
введение новых классов и персон (сбор данных и
создание импорта классов);
•
групповые и индивидуальные консультации для родителей
и обучающихся по работе в сети Дневник.ру;
•
информирование родителей обучающихся, обучающихся,
педагогов о единой образовательной сети «Дневник.ру» через официальный
школьный сайт;
•
обучение педагогических работников основам работы с
электронным журналом: из 42 сотрудников активированы 41.
•
педагогический совет по теме «Дневник.ру. Особенности
работы с учительским профилем»;
•
отслеживание работы педагогического коллектива в
единой образовательной сети «Дневник.ру».
|
Предоставление
помощи практикующему учителю в использовании инновационных технологий,
подготовки обучающихся к ЕГЭ и олимпиадам
|
Продолжена работа по оказанию консультационной помощи
в овладении коммуникационными технологиями и социальными сервисами сети
Интернет, знакомству педагогов, обучающихся, родителей с возможностями
технологии Web 2.0,
скайп-технологиями.
На
дистанционных курсах Интернет-университета информационных технологий прошли обучение
2 человека.
Дистанционное
обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета
«Первое сентября» и факультета педагогического образования МГУ им.
М.В.Ломоносова прошел 1 человек.
Продолжены
занятия «Школы начинающего пользователя».
Работает
постоянно действующий обучающий семинар «Наше методическое объединение в
глобальной сети»
Педагоги
используют on-line и
off-line технологии и ресурсы электронной
почты для контроля знаний обучающихся.
|
Мониторинг
состояния инновационной деятельности в преподавании обществоведческих
дисциплин. Повышение информированности и ИКТ-компетентности всех участников
образовательного процесса
|
По результатам опроса учащихся
5–11 классов, можно сделать вывод о том, что количество детей, использующих ИКТ
в учебных целях возросло с 48% до 56%. 72% обучающихся 9, 11 классов
использовали Интернет при подготовке к итоговой аттестации.
На 39% - количество уроков, проведенных с использованием
ИКТ и ЦОРов.
Количество обучающихся 3
ступени, сдававших в качестве предмета по выбору «Обществознание», составляет
86%.
|
Представление
инновационного опыта работы образовательного учреждения
|
На заседании методического совета МБОУ СОШ №7 им.
А.П.Гайдара рассмотрен вопрос «Сетевое взаимодействие как фактор повышения
качества образования» (протокол от
18.05.2012 №8).
- Накопленный
опыт работы представлен в следующих публикациях:
•
«Учитель информатики – проводник новых идей и
технологий»
http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/library/uchitel-informatiki-provodnik-novykh-idei-i-tekhnologii
•
«ВикиВики – это быстро и просто»
http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/library/vikiviki-eto-bystro-i-prosto
•
Возможности современных Интернет-технологий в
поддержке образовательного процесса
http://www.proshkolu.ru/user/krjukova63/file/279606/
- 12.03.2012 года состоялся семинар-практикум, проведенный совместно с ГОУ ВПО «АГПИ
им. А.П. Гайдара» по теме «Современный урок истории: проблема
активизации познавательной деятельности учащихся»
|
Анализируя данные, представленные в таблице, можно
сделать следующие выводы:
1. Отмечаются
существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного
процесса, связанные с внесением корректив в содержание технологий обучения,
адекватных современным техническим возможностям и способствующих гармоничному
вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии становятся
не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного
образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
2. Наблюдаются изменения
в отношении школьников к назначению компьютерных
технологий: от использования компьютерных игровых программам обучающиеся
активно переходят к использованию ИКТ в познавательных
и образовательных целях.
3. Активная работа
педагогов школы с Интернет-ресурсами
создала условия для их интенсивного использованиями выпускниками школы в ходе
подготовки к государственной (итоговой) аттестации.
Школьники также получили
возможность участвовать в Интернет-викторинах и проектах, что значительно
активизировало их познавательную деятельность, стимулировало исследовательскую
работу и позволило добиться высоких практических результатов.
3. В ходе работы
опытно-экспериментальной площадки существенно изменились основные представления
о характере взаимодействия всех участников образовательного процесса. Активно
отрабатывается модель диалогового виртуального взаимодействия учителей, обучающихся
и родителей через деятельность официального школьного сайта, «Школьного
Интернет-клуба для родителей», мобильных сайтов классов.
4. Современные средства коммуникации
дают возможность представить педагогическому сообществу опыт работы наших
учителей, а также использовать опыт коллег, поэтому считаем эффективной работу
созданных педагогами школы виртуальных методических объединений, методического
кабинета.
Включая всех участников
образовательного процесса в активное виртуальное общение, мы не только
расширяем образовательное пространство школы, но и намечаем перспективы
взаимодействия в 2012-2013 учебном году:
·
совершенствовать
модель диалогового виртуального взаимодействия учителей, обучающихся и
родителей через введение не используемых ранее возможностей Единой
образовательной сети «Дневник.ру»;
·
продолжить
работу по привлечению широкого круга обучающихся школы и их родителей к
продуктивному использованию сетевых ресурсов, к участию их в сетевых
образовательных проектах;
·
способствовать росту профессионального мастерства
коллектива учителей города Арзамаса через эффективную работу информационного
сообщества учителей-практиков «АИСТ», виртуальное методическое объединение учителей биологии
"БАРС";
·
инициировать
образовательно-воспитательные Интернет-проекты «В созвездии муз», «Интеллектуальный математический
Интернет-марафон»;
·
разработать
проект «Наша школа в Интернете» как продукт инновационной деятельности
педагогов школы;
·
продолжить
работу по оказанию консультационной помощи в овладении коммуникационными
технологиями и социальными сервисами сети Интернет, с возможностями технологии Web 2.0, скайп-технологиями.
Таким
образом, использование информационно-коммуникационных технологий создает базу,
формирующую условия для качественного обновления образовательно-воспитательной
среды школы, реализации современных моделей обучения. Сетевое взаимодействие
позволяет комплексно решать сложные педагогические проблемы, поэтому
инновационная деятельность по его расширению является одной из важнейших
составляющих деятельности нашего учреждения. |