Школьная дезадаптация и факторы риска ее появления
Детская дезадаптация воспринимается как
трудновоспитуемость – сопротивление
ребенка целенаправленному педагогическому
воздействию, вызванное самыми разными
причинами:
1. просчеты воспитания;
2. особенности характера и темперамента;
3. личностные характеристики.
Дезадаптация может быть патогенной
(психогенной), психосоциальной,
социальной.
Патогенная дезадаптация вызвана
отклонениями психического развития, нервно - психическими заболеваниями, в
основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы.
Патогенная дезадаптация может носить
устойчивый характер. Выделяют
психогенную дезадаптацию, которая может
быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией (дурные
привычки, энурез и т.д.)
Психосоциальная дезадаптация связана с
половозрастными и индивидуальными психологическими особенностями ребенка,
которые обуславливают его нестандартность и требуют индивидуального подхода в
условиях детского образовательного учреждения.
Устойчивые формы психосоциальной дезадаптации
1. акцентуации характера,
2. особенности эмоционально-волевой и
мотивационно-познавательной сферы,
3. опережающее развитие ребенка, делающее
ребенка «неудобным» учащимся.
Неустойчивые формы психосоциальной дезадаптации:
1. кризисные периоды развития ребенка,
2. психические состояния, спровоцированные
психотравмирующими
обстоятельствами (развод родителей,
конфликт, влюбленность).
Социальная дезадаптация проявляется в
нарушениях норм морали, асоциальных формах поведения, деформации ценностных
ориентаций. Выделяют две стадии:
педагогическая запущенность и социальная
запущенность.
Социальная дезадаптация характеризуется
следующими признаками:
1. отсутствие навыков общения,
2. неадекватная оценка себя в системе
общения,
3. высокие требования к окружающим,
4. эмоциональная неуравновешенность,
5. установки, препятствующие общению,
6. тревожность и боязнь общения,
7. замкнутость.
Помимо понятия «дезадаптация» выделяют
понятие ресоциализации –
организованный социально-педагогический
процесс восстановления социального статуса,
утраченных или несформированных социальных
навыков и ориентаций за счет включения
в новые позитивно ориентированные
отношения.
Факторами дезадаптации могут быть и семья
и школа.
Школа выполняет многообразные функции:
обучает; воспитывает; социализирует (стихийно, целенаправленно). Ребенок, попав
в школу, обретает новые факторы,влияющие на отношения ребенка к себе, к школе,
на статус ребенка в классе, дома. В его сознании появляются не только имя, но и
фамилия, кличка, новые значения обретает фигура, двигательные умения.
Перестраивается мотивационно-потребностная сфера, важное место в ней занимает
притязание на признание со стороны взрослых и сверстников, появляются
обязанности.
Учитель – самый значимый взрослый для
ребенка в начале учебы в школе, и
наличие таких качеств как усидчивость,
самоконтроль, самооценка, воспитанность приводит к тому, что учитель принимает
ученика, удовлетворяет его притязания ни признание. Если эти качества не сформированы
– возможна дезадаптация ребенка.
Исследования, проведенные в Англии,
показали, что наибольшие проблемы среди учащихся возникают в школах с
нестабильным преподавательским составом. Ожидание учителем только плохого от
ученика ведет к усилению дезадаптации, одноклассники перенимают плохое
отношение учителя к определенному ученику. Возникает следующая
схема: грубый персонал– грубые дети;
телесные наказания – агрессия.
Задача учителя (и психолога) найти
возможности поощрять слабых учеников за достижения (за улучшения), дети должны
получать положительные эмоции от школы, должны чувствовать свою нужность,
ответственность. Интерес к учебе и успехам ребенка (а не контроль за учебой) со
стороны учителей и родителей улучшает успеваемость.
Стили общения учителя и учеников могут
быть различными: авторитарный,
демократичный, попустительский. Дети
нуждаются в направлении и руководстве, поэтому авторитарный (или
демократический) подход в младших классах предпочтительнее, чем попустительский.
В старших классах наилучшие результаты дает демократический стиль.
Притязания на признание среди сверстников
вызывают у детей амбивалентные отношения (дружба – соперничество), стремление
быть как все и лучше всех; выраженные комфортные реакции и стремление утвердить
себя среди сверстников; (чувства злорадства и зависти) приводят к тому, что
неудача других может вызвать чувство превосходства.
Сравнение учителем учеников между собой
приводит к отчуждению среди детей, что может вызвать соперничество и сложности
в отношениях.
Отсутствие навыков общения, значимых
навыков и умений может привести к
нарушениям взаимоотношений со
сверстниками, что приведет к усилению трудностей как в общении со сверстниками
и взрослыми, так и возникновению проблем с учебой.
Нарушение взаимоотношений ребенка с
другими детьми является показателем аномалий процесса психического развития,
может служить своеобразной «лакмусовой бумагой» адаптации ребенка к условиям
существования в школе. Симпатии чаще возникают по соседству (в классе, во
дворе, на внеклассных занятиях), чем педагог и психолог могут пользоваться в
целях улучшения взаимоотношений сложных детей со сверстниками. Немаловажным
представляется выявление положения ребенка и подростка в референтной для него
группе, так как она сильно влияет на поведение школьника, известна повышенная
конформность детей по отношению к установкам и групповым нормам референтных
групп. Притязание на признание среди сверстников – важная сторона взаимоотношений
ребенка внутри школы и эти отношения часто характеризуются амбивалентностью
(дружба – соперничество), ребенку одновременно надо быть как все и
лучше всех. Выраженные конформные реакции
и стремление утвердить себя среди сверстников – такова возможная картина
личностного конфликта ребенка, приводящая к возникновению чувства злорадства и
зависти: неудача других может вызвать чувство превосходства. Сравнение учителем
учеников между собой приводит к отчуждению среди детей и заглушает чувство
сопереживания.
Нарушение взаимоотношений с другими детьми
является показателем аномалий процесса психического развития. Отсутствие
навыков общения, значимых навыков и умений может привести к нарушениям
взаимоотношений со сверстниками, увеличивает школьные трудности.
Внутренние факторы школьной дезадаптации:
1. соматическая ослабленность;
2. ММД (минимальные мозговые дисфункции),
нарушение формирования
отдельных психических функций, нарушение
познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь, моторика);
3. особенности темперамента (слабая
нервная система, взрывной характер
реакций);
4. личностные особенности ребенка
(акцентуации характера):
5. особенности саморегуляции поведения,
6. уровень тревожности,
7. высокая интеллектуальная активность,
8. вербализм,
9. шизоидность.
Особенности темперамента, мешающие успешной адаптации детей к школе:
1. повышенная реактивность (сниженность
волевых моментов),
2. высокая активность,
3. гипервозбудимость,
4. заторможенность,
5. психомоторная нестабильность,
6. возрастные особенности темперамента.
Коррекция социальной дезадаптации ребенка может проводиться по следующим направлениям:
1. формирование навыков общения,
2. гармонизация отношений в семье,
3. коррекция некоторых личностных свойств,
4. коррекция самооценки ребенка. |