В наше время уже невозможно представить жизнь без компьютера. Почти в каждом доме есть это высокотехнологичное устройство, которое используется для учёбы и для отдыха. Но существует серьёзная проблема в том, что подростки очень много времени проводят за компьютером, в компании компьютерных персонажей. Таким образом, постоянное "общение" с электронными персонажами и в социальных сетях может привести к компьютерной зависимости. Разберёмся в причинах и зададим наиболее очевидные вопросы.
Почему проводить время за компьютером для ребёнка может стать более привлекательным, чем реальное общение?
В реальной жизни достаточно сложно устанавливать контакты. В то время как в виртуальном мире интернета очень легко заводить "друзей" и общаться с большим количеством людей. Объяснить это легко, собеседника не видно, а также не видно его реакции. Можно позиционироваться себя в любом качестве, и представиться кем-то другим, в большинстве случаем нет обратной оценки, в реальности всё не так. Большое количество собеседников помогает чувствовать свою значимость. Можно обсуждать любые темы, а также вступать в группы по интересам. Всё это формирует острую потребность быть востребованным. Если же рассматривать феномен компьютерных игр, то тут нужно отметить что это соревнования. И как любому соревнованию присущи желание победить и добиться высоких результатов. Если игрок показал неважный результат, он может повторить попытку с учётом допущенных в прошлый раз ошибок. В тоже время мозг перевозбуждается уже через 15 минут непрерывной игры и не может переключить внимание на посторонние объекты, что приводит не нежеланию ребёнка прекратить игру. Какую опасность несёт в себе времяпровождение за компьютером
Для ребёнка становится затруднительным налаживать новые контакты, выражать эмоции и мысли из-за того что он меньше проводит времени в обществе друзей и родных. В то время как общение очень важный аспект жизни, и необщительный ребёнок может затруднительно себя чувствовать в обществе. В процессе игры развивается внимание, но развивается он в ущерб другим психическим качествам. Например, в малом возрасте главным направлением развития является мышление. Развитие мышления помогает развиваться и другим интеллектуальным способностям. Компьютерная зависимость может способствовать развитию других видов зависимостей.
Что может указывать на наличие зависимости у подростка
В большинстве случаев зависимость развивается в подростковом возрасте. Обусловлено это тем что психика ещё находится на стадии формирования и ранима, нестабильна. Таким образом 10% - 14% детей проводящих всё своё свободное время за экраном монитора приобретают очень сильную зависимость от компьютера. Остальные виды деятельности отходят на второй план, сон заменяется на игру. Мнение окружающих в реальном мире теряет свой вес. Если ребёнок стал прогуливать школу, для того чтобы поиграть лишний раз, можно считать это верным признаком наличия компьютерной зависимости. Есть ещё один верный признак развития зависимости - это кода подросток не может переключиться на другую деятельность даже на полчаса. Каким образом можно помочь ребёнку избавиться от игромании
Главная опасность этого вида зависимости - это изменения в психике, которые происходят при излишним общении с компьютером. Избавиться полностью от проблемы уже не получится, но можно уменьшить количество времени, проводимое за компьютером. При этом бессмысленно ругать, наказывать и забирать компьютер, подобные действия вызовут агрессию со стороны ребёнка, а от проблемы не избавят. Нужно попытаться найти дела, которые интересны ребёнку и переключить его на них. Главной задачей является наладить доверительный контакт, и в спокойной форме объяснить наличие проблемы. Без желания со стороны ребёнка сделать, что-либо будет очень сложно и даже невозможно. Попытки несильного избавления или ограничения времени проводимого за компьютером приведут к обратной реакции. И хотя такие действия могут дать видимый эффект, существует большая опасность, что подросток увлечётся алкоголем или наркотиками. Так как ему нужно будет чем-то восполнить отсутствие эмоций получаемых при помощи компьютера. Можно разработать режим для ребёнка. Нагружать его работой по дому. Записать в секции и кружки. Очень важно объяснить, для чего это делается. Можно совместно придумать наказание в случае несоблюдения. Постарайтесь согласовать дневной лимит времени, проводимый за компьютером и добиться, чтобы время не превышало двух часов в день и включало в себя двадцатиминутный перерыв. Нужно запретить проводить время за компьютером перед сном. А не в коем случае нельзя поощрять и популяризировать компьютерные игры в вашем доме, например, просить научить играть и тп. В идеале нужно изначально обознаться ребёнку области применения компьютера и показать ему, что функционал не ограничивается одними только компьютерными играми, но и существует большое множество других полезных программ. Помогите ему сделать жизнь настолько увлекательной, чтобы компьютерные игры и социальные сети не могли заменить живого общения и достижений в реальности. Дайте вашему ребёнку повод гордиться собой.