Реформы общего образования не могут быть реализованы без изменения системы оценки качества учебных достижений. В современной школе
особое внимание уделяется системе безотметочного оценивания. В школьной
практике появился эффективный инструмент оценивания, предоставляющий активную
и ответственную роль самим учащимся и обеспечивающий постоянное отслеживание
их индивидуальных достижений. Этот инструмент портфолио ученика. В педагогической
практике портфолио рассматривают как собрание (коллекцию) работ учащегося,
которое демонстрирует его усилия, достижения и прогресс в обучении за
определенный отрезок времени. В портфолио
включают также разделы, посвященные оценке учащимся достигнутых им результатов и планированию будущих этапов и форм обучения, например, выбору
профильных учебных курсов, формированию индивидуального учебного плана и т.п.
Кроме того, портфолио является формой оценивания учебной, творческой, социальной
деятельности ученика. В него, как правило, включают исследования и проекты,
модели и художественные работы, образовательные сертификаты, награды, рецензии,
отзывы, резюме.
Критерии оценивания известны ученикам, все члены учебного
сообщества знают, на что направлено оценивание. Важнейшим компонентом
оценивания является самооценка.
Наиболее ценными качествами портфолио как формы аутентичного(истинного,
наиболее реалистичного) оценивания являются способность, во-первых,
обеспечивать его абсолютную прозрачность, при условии, что критерии оценки
заранее установлены в обсуждении с учеником, и, во-вторых, позволять ученику
планировать результаты и проектировать виды, формы и средства учебной
деятельности. Он может самостоятельно или в контакте с учителем выбирать, какие
работы, документы, сертификаты и другие свидетельства достижений поместить в
портфолио.
В свою
очередь, учителю портфолио позволяет решить следующие важные задачи:
• проследить
индивидуальный прогресс ученика в течение длительного периода обучения;
• оценить его образовательные достижения и дополнить результаты
тестирования и других традиционных форм контроля;
• учесть достижения ученика не только в школе, но в широком
образовательном пространстве
Не менее важно и то, что «портфолио» помогает:
• поощрять активность и самостоятельность учеников, расширять
возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки
рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и
организовывать собственную учебную деятельность;
• повышать обоснованность выбора профиля и эффективность его
коррекции в ситуации профильного обучения.
Портфолио может
использоваться с самыми различными целями: от мониторинга индивидуальных
достижений до формы альтернативного экзамена. При создании и анализе «
Портфолио акцент можно ставить либо на наблюдение за
индивидуальным прогрессом ученика, вне сравнения с успехами других детей и
заданными учебными параметрами, либо на оценку достижений учащегося в освоении
определенной учебной программы. В зарубежной практике итоговый документ
портфолио в этом случае может рассматриваться как аналог аттестата.
Портфолио ученика включает
в себя работы, выполненные как в урочное, так и внеурочное время в течение нескольких
лет.
Учет документов, входящих в портфолио, осуществляет классный
руководитель. Ответственным лицом является заместитель директора по
учебно-воспитательной работе.
Учащийся представляет содержание своего портфолио на родительской
или ученической конференции, общешкольном родительском или классном собрании,
ученическом собрании, совете старшеклассников, чтобы продемонстрировать
самостоятельность мышления, полученные знания, способность анализировать свои
успехи, давать им собственную оценку.
Портфолио может быть использован вузом при отборе абитуриентов,
так как наиболее полно заполняет те дефициты информации об абитуриенте, которые неизбежны при любой
экзаменационной процедуре или учете результатов ЕГЭ. |