Понедельник, 2024.Ноя.25, 18:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт МБОУ СШ №7 им. А.П. Гайдара


Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Суицид

Суицид

Все мы родом из детства. И не секрет, что самое важное, самое главное закладывается в ребенка в детстве, и от этого во многом зависит дальнейшая жизнь и судьба человека. Именно здесь мне видится самая первичная профилактика суицидальной настроенности и поведения ребенка, подростка, взрослого в дальнейшем.

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое – сознание и подсознание. В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители – самые важные, значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет их, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Если бы родители только знали, как они способны «причинять» добро своим детям, я бы даже сказала – «догонять и причинять». Родителям особенно стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам их поступков и избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка.

 «Если бы я только знал, что он замышлял самоубийство! Я просто не мог и подумать, что произойдет такое несчастье!» — восклицают близкие. А могли бы вы подумать, что именно случайно оброненные и неслучайные фразы из далекого детства ребенка начинают запуск программы самоуничтожения, именуемой впоследствии суицид.

 Как часто слышат дети?:

 - Я сейчас занят (а), отстань от меня…

 - Посмотри, что ты натворил, ты - придурок?!..

 - Это надо делать не так, что ты как не знаю кто?!…

 - Неправильно! Ну когда же ты научишься?!..

 - Сколько раз тебе говорить, совсем идиот?!

 - Ты сведешь меня с ума!

 - Вечно ты во все лезешь!

 - Уйди от меня! Встань в угол!

 - Прибью тебя! (на языке и в понятии ребенка это звучит как «Убью» и никак иначе!)

 Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и сначала ребенок отдаляется, становится скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе, и в самом худшем варианте подсознание ребенка выводит простую формулу:

 Не живи! (я не нужен миру, я мешаю, я недостоин существовать).

 В итоге: к 7 годам основные аспекты личности ребенка сформированы, и жизненный сценарий ребенком написан! В 16-18 лет жизненный сценарий перепроверяется и утверждается окончательно!

 Будет ли в ребенке программа самоуничтожения, заложено еще во внутриутробный период и до возраста 7 лет родителями, дальше до 18 лет подкреплено окружением ребенка еще раз: родителями, школой, общением со сверстниками.

 Если, будучи взрослым, вас хотя бы раз посещали мысли о самоубийстве, вполне возможно, в вашем сценарии есть такая заповедь как «не существуй!»

 Итак, ребенок, пережив основные базисные возрастные кризисы еще до поступления в школу, после каждого из них приобретает либо положительный багаж либо отрицательный. Напомню, кризис 1-го года: доверие – недоверие к миру, кризис 3-го года: автономность – зависимость, кризис 4,5-5 лет: инициатива – вина. С каким багажом ребёнок уже приходит в школу? И четвертый кризис проходит совместно с прохождением начальной школы (кризис 7-10 лет: компетентность – чувство неполноценности). Да, вот здесь только, на этом этапе, к жизненному сценарию ребенка подключается школа. Еще раз замечу, основной сценарий ребенком уже написан, школа его либо подтверждает, либо опровергает, либо корректирует.

 Учительские установки, установки сверстников способны оказывать влияние на ребенка, но в гораздо меньшей степени, нежели родительские. Об этом важно помнить. Потому что когда суицид случается с детьми школьного возраста, чаще всего в подростковый период, в период мощных трансформационных психологических процессов, с багажом базисных приобретений от родителей, причина «виновата школа» весьма условна, это лишь верхушка айсберга, основная причина, то есть первопричина – гораздо глубже. Но ее так неприятно и больно сознавать самому близкому окружению ребенка, что, чтобы обезопасить себя от боли, чувства вины, стыда и бессилия, в целях самосохранения психики, первопричина просто вытесняется из сознания. События в школе или любые другие причины могут стать пусковым механизмом, но не основной причиной. И ни в коем случае не следует перекладывать 100%-ную ответственность на школу и учителей. У детей срабатывают переносные механизмы, так как любая статусная фигура (учитель в данном случае) ассоциируется с родительской фигурой; соответственно эмоциональный накал просто не может быть весь отнесён к школьной жизни. Когда ребёнок заявляет: «Меня никто не любит!», в первую очередь он нуждается в родительской любви.

 Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70 до 75% тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают врачей или психологов до этого по какому-либо поводу в течение ближайших месяцев, они ищут возможности высказаться и быть выслушанными.

Суицид - это кризисное состояние человека. Это может быть кризис собственной ценности, кризис развития, кризис одиночества, партнерский кризис и т.д. Содержанием кризиса выступает острое эмоциональное состояние. Кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации. В соответствии с современными воззрениями суицид (самоубийство) рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемых ею микросоциальных конфликтов.

         Под суицидальным поведением людей понимаются различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса. Суицидальное поведение имеет внутренние и внешние формы своего проявления. К внутренним формам суицидального поведения относятся антивитальные представления, т.е. размышления об отсутствии ценности жизни; пассивные суицидальные мысли (представления на тему своей смерти при отсутствии четкого замысла на самовольное лишение себя жизни, типа «хорошо бы умереть»); суицидальные замыслы, т.е. разработка плана самоубийства, продумывание его деталей; суицидальные намерения, т.е. принятие решения о самоубийстве. К внешним формам суицидального поведения относятся суицидальные высказывания; суицидальные попытки, не закончившиеся смертью; завершенный суицид.

Итак, люди совершают суицид преимущественно в следующих случаях:

 когда не видно решения или изменения проблемной, конфликтной ситуации;

 когда попытки справиться с проблемами завершились неудачно;

 когда резко обостряется чувство безнадежности.

Истинное суицидальное поведение характеризуется устойчивостью, целенаправленностью действий, связанных с осознанностью желания лишить себя жизни (заранее выбирается место, время, чтобы никто не смог помешать).

Суицидальное поведение, как правило, сопровождается глубокой депрессией. Ее признаки:

 снижение внимания или способности к ясному мышлению;

 потеря интереса или чувства удовлетворения в ситуациях, обычно вызывающих положительные эмоции;

 вялость, хроническая усталость, замедленный темп движений и речи;

 снижение эффективности или продуктивности в работе, в учебе, в быту;

 чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения;

 изменение привычного режима сна (бессонница или повышенная сонливость);

 пессимистичное отношение к будущему, негативное восприятие прошлого;

 неспособность к адекватным реакциям на похвалы и награды;

 чувство горькой печали, переходящей в плач;

 изменение аппетита с последующим увеличением или потерей веса;

 повторяющиеся мысли о смерти или о самоубийстве;

 снижение полового влечения.

 А. Г. Амбрумова считает, что характерной особенностью суицидального поведения в молодом возрасте является недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Например, многие подростки, совершая суицид, прямо не думали о смертельном исходе. В группе подростков 13-16 лет 20% верили в сохранение сознания после смерти; 60% в существование души, и только 20% молодых людей понимали, что смерть - это прекращение физической и духовной жизни.

Признаки суицидальной опасности

Признаками высокой вероятности реализации суицидальных тенденций могут быть следующие проявления:

 открытые высказывания о нежелании жить типа «Было бы лучше умереть» или «Не хочу больше жить»;

 косвенные намеки на возможность суицидальных действий. Например, появление в кругу коллег с петлей на шее из телефонного провода или брючного ремня. Или высказывания типа «Мне все надоело, больше не могу»;

 фиксация на примерах самоубийств, частые разговоры о самоубийствах вообще;

 символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото);

 изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых;

 сужение круга контактов, стремление к уединению;

 активная предварительная подготовка к суициду (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);

 стремление к рискованным действиям, например безрассудное управление автомобилем;

 стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен;

 постоянное обращение к теме смерти в литературе и живописи;

 составление или изменение завещания.

 Суицидальная активность зависит от целого ряда факторов. Специалисты по суицидальному поведению указывают, что вероятность самоубийства возрастает:

 в вечернее, ночное и утреннее время, когда люди предоставлены самым себе, остаются наедине со своими мыслями, переживаниями;

 в период «пиков возрастной суицидальности» между 17 и 24 годами, между 40 и 50 годами;

 в условиях тяжелой морально-психологической обстановки, когда положение дел не улучшается, никто не может помочь, нет никакой надежды.

 Психологическая помощь уцелевшим после суицида

Что следует делать:

 быть понимающим, заботливым, не осуждать;

 дать возможность еще и еще раз рассказать о печальных событиях;

 быть внимательным слушателем, не фиксироваться на ошибках;

 подчеркивать, что они должны чувствовать то, что чувствуют, что это нормальное явление;

информировать о группах самопомощи, о литературе;

 заверить, что вы можете быть полезны.

Чего не следует делать:

допускать, что суицид является психическим заболеванием;

 давать обещания, которые вы не сможете выполнить, ибо это приведет к обманутым надеждам, разочарованию, которые разрушат лучшие намерения;

 принимать на себя чувства и просьбы;

 делать замечания типа «Это была Божья воля» или «Не нужно вспоминать об этом, вам и так тяжело»;

 стараться рационализировать бытие.

Категория: Мои статьи | Добавил: Informatik (2012.Апр.04)
Просмотров: 2063
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Эмблема
Наш адрес
Наш адрес
г. Арзамас, ул. Нижегородская 3а
Телефон:(883147)71907
e-mail: s7_arz@mail.52gov.ru
Интернет-проекты
Полезные ссылки
Баннеры

Copyright Skola7 © 2024