Как помочь
своему ребенку
1. Начните присматриваться к
способностям и склонностям своего ребенка как можно раньше, начиная со средней
ступени обучения. Понаблюдайте за его хобби, увлечениями, общением со
сверстниками. Пообщайтесь с учителями не столько об успеваемости (хорошие
оценки далеко не всегда свидетельствуют о склонностях к предмету), сколько о
том, как ребенок воспринимает тот или иной предмет, насколько активно и
творчески он работает.
- В первую
очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребёнка и вашим
активным участием. Крайние позиции: «Пусть всё решит сам!» и «Что он без
меня решит!» - в конечном счете, приведут к отчуждению между вами.
Оценивайте способность вашего ребенка быть ответственным и
самостоятельным, различая, что он уже может, а чему ещё только учится.
«Золотую середину» в выборе профессии, особенно трудно найти тогда, когда
ваш подрастающий ребенок очень активен, имеет много интересов или,
наоборот, избегая ситуаций самостоятельного выбора.
2. Постарайтесь отвлечься от
своих собственных убеждений о том, какая профессия подходит Вашему сыну или
дочери, и посмотреть на ситуацию максимально объективно. Дайте им возможность
проявить собственную позицию и самостоятельность в этом первом, по сути, важном
жизненном решении. Это, однако, не означает, что Вы совершенно не принимаете
участия в процессе профессионального самоопределения. Ведь у Вас больше
жизненного опыта и больше информации о профессиях, о современной ситуации
вообще. Помощь взрослых (родителей, учителей, психологов) в выборе профессии
является не определяющей, а направляющей.
3. Распространены случаи,
когда у ребенка есть несколько вариантов выбора профессии, много увлечений,
склонностей, способностей. Как в детском стихотворении: «драмкружок, кружок по
фото, мне ещё и петь охота». В этом случае может оказаться полезной помощь профессионалов
– психологов-профконсультантов. Они помогут не только уточнить профессиональные
интересы, склонности, способности, но и простроить перспективы каждой
профессии. Оптимальный период для первого обращения к специалисту – окончание
8-го класса - начало 9-го.
4. Активно (и вместе с
ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, учебных заведениях. В этом могут
помочь Дни Открытых Дверей в учебных заведениях, ежегодно выпускаемые
справочники, журналы «Куда пойти учиться», «Обучение и карьера» и др.
·
Важно выяснить, чем руководствуется ребенок,
выбирая профессию, какие её стороны его особенно привлекают. Престижность,
возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим
на кого-то, любопытство… Сам по себе мотив выбора профессии не может быть
верным или нет, гораздо важнее выяснить, не испытывает ли ребенок внутреннего
конфликта мотивов, не стремится ли к взаимоисключающим целям.
- Искреннее
желание человека обладает столь большой силой, что если ваш ребенок
выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов-
ваш долг помочь ребенку реализовать пока ещё скрытые способности,
распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.
- Помогите
ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии. В ходе
такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо
реалистичнее.
- Помогите
ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он
вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план
не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им
выбор во времени.
материал взят из книги
«Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников 8-11
классах»
В.Р. Шмидт |