Если
ребенок не учит уроки…
Страх настолько сильный, что он мешает ребенку сосредоточиться, делает его поведение
хаотичным. Причем ребенок, в отличие от взрослого,
далеко не всегда отдает себе отчет в том,
что с ним происходит. И от этого хаотизируется
еще больше.
А иные дети, наоборот, от страха
растормаживаются, частично или полностью отключаясь от происходящего.
Вид у них при этом отрешенный, почти безмятежный. На самом же деле ребенок глубоко травмирован школьными
неудачами, и, если вовремя эту травму не устранить,
может развиться так называемый «школьный невроз». А он
чреват и нервными срывами, и различными
психосоматическими заболеваниями. Поэтому следует запастись терпением и помогать сыну или дочери готовить уроки. Даже если, по вашему мнению, они вполне способны делать их самостоятельно.
Если ваш сын постоянно отлынивает, например, от занятий по математике, не торопитесь
навешивать на него ярлык патологического лодыря. Возможно, ему не дается логическое мышление. В этом
случае, после того как трудности остались позади, школьник обычно перестает
отлынивать от уроков.
- В ЖЕЛАНИИ ПРИВЛЕЧЬ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ ВЗРОСЛЫХ
Таким детям не хватает родительского тепла. Они чувствуют себя
одинокими и понимают, что школьная неуспеваемость — это
чуть ли не единственный способ вызвать беспокойство
взрослых.
«Когда все нормально, мама меня не замечает. У нее слишком много дел», —
честно признался двенадцатилетний мальчик, мать которого жаловалась на то, что сын не садится днем за уроки,
а дожидается ее прихода с работы
и потом целый вечер «тянет резину», не давая
ей ни минуты покоя.
Угрозы и наказания
в данном случае тоже неэффективны. Ведь, по сути, получается, что ребенка наказывают за его жажду любви. Поэтому прежде всего окружите сына или дочь
теплом и заботой. Даже если вам кажется, что они получают все это с лихвой.
Когда ребенок делает уроки, придвиньтесь к нему поближе, погладьте по голове,
по спинке, пошепчите на ухо что-нибудь ласковое
и ободряющее. Часто детям нужна не столько
реальная помощь, сколько открытое выражение родительских чувств. Поэтому
главное — не раздражаться и не
считать потерянным то время, которое вы проведете,
сидя рядом с детьми за письменным столом.
Тут главное соблюдать принцип «утром деньги,
вечером стулья». К примеру, хочет сын пригласить приятеля — пожалуйста, но прежде пусть выполнит
домашние задания. И никаких авансов!
Профилактика «пофигизма»
Чтобы с поступлением
ребенка в первый класс вся ваша жизнь не превратилась
в бесконечную позиционную войну, важно придерживаться следующей
тактики:
Постарайтесь внушить ребенку, что уроки — это его дело, ибо учится он не
для мамы с папой и не для бабушки с дедушкой.
Родителям обычно кажется, что, если детям по сто раз
не напоминать про уроки, они все на свете
позабудут. Но в действительности это не так.
Ученики начальных классов еще очень трепетно относятся ко всему, что связано со школой.
И признаться перед всеми, что ты не
выучил урок, им гораздо страшнее, чем, скажем, восьмиклассникам, которые
подчас даже бравируют своим наплевательским отношением к учебе. Так что пусть почувствуют последствия собственной
безответственности. Пусть пару раз сходят в школу
с несделанным упражнением по русскому
языку или с нерешенной математической задачей. Это гораздо полезней, чем
вам полдня трепать себе нервы, умоляя чадо приступить к урокам
и тем самым создавая у него впечатление, будто
он делает это только ради вас.
В вопросе приготовления уроков жестко
придерживайтесь принципа «единственной альтернативы». Да, домашние задания — это дело ребенка, и он
волен выбирать, готовить их или нет. Однако за двойку,
полученную в результате невыученных уроков, следует лишать его каких-то
важных жизненных благ. Тогда выбор в пользу безделья окажется
невыгодным, однако прямого принуждения («Я кому сказала, марш за стол»!) удастся избежать. |